Почему трагедия сбитого Украиной Ту-154 ничему не научила

Почему трагедия сбитого Украиной Ту-154 ничему не научила

Исполнилось 14 лет со дня авиакатастрофы в небе над Украиной, когда украинские военные во время боевых учений по ошибке сбили пассажирский самолет Ту-154 авиакомпании “Сибирь”.

Напомним: Ту-154М (регистрационный номер RA-85693, заводской 91А866, серийный 0866) летел из Тель-Авива в Новосибирск. Согласно выводам МАК, лайнер был сбит украинской ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса “С-200В”. Тогда погибли 78 человек. При этом виновные так и не были наказаны – в 2004 году Генпрокуратура Украины закрыла ранее возбужденное уголовное дело в связи с отсутствием в действиях чиновников Минобороны Украины состава преступления. По мнению украинского следствия, к катастрофе привело “роковое стечение обстоятельств”.

Мир шокировали слова тогдашнего президента Украины, который на вопросы журналистов о причинах авиакатастрофы ответил примерно так: мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию.

Как говорят эксперты, при обсуждении катастрофы российского Ту-154 невольно напрашивается аналогия с трагедией малайзийского Boeing. Является ли совпадением, что 17 июля 2014 года над Украиной оказывается сбитым еще один пассажирский самолет, и вновь речь идет о ракете?

Ни в 2001 году во время военных учений, ни в 2014-м во время ожесточенных боевых действий в стране, Украина даже не подумала закрыть свое воздушное пространство. Более того, перед катастрофой малайзийского Boeing Киев проигнорировал рекомендации Евроконтроля запретить полеты над своей территорией. Украина попросту не хотела терять авиационные сборы. Халатность и меркантильность Киева привели к гибели сотен людей.

Точно так же как и Украина, Запад мог располагать информацией об опасности авиационных маршрутов над Украиной, однако никаких мер не предпринял. Согласно информационным утечкам, за три дня до катастрофы посол Нидерландов на Украине был “на словах” предупрежден Киевом о том, что летать стало небезопасно.

Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президент Международного консультативно-аналитического агентства “Безопасность полетов” :

– Эти две трагедии – с самолетом Ту-154 и малайзийским Boeing – разделяют тринадцать лет. К сожалению, просматривается опасная тенденция: гражданские самолеты становятся заложниками военных ситуаций, будь то боевые действия или просто учения.

РФ отказали в полном доступе к материалам расследования по Boeing

Надо сказать, что буквально за десять дней до авиакатастрофы малайзийского Boeing российские эксперты призвали ИКАО как можно скорее разрешить ситуацию по повышению безопасности полетов при организации воздушного движения над Украиной, Крымом и акваторией Черного моря. Мы предупреждали: промедление – недопустимо! Почему? Шли мощные учения на Черном море, их проводят и НАТО, и Россия. Но частью пространства над акваторией Черного моря управляет “Украэрорух”, частью – “Крымаэронавигация”. Самолеты летают, а согласования нет, нет координации. Политика политикой, однако в решении вопросов безопасности полетов должны участвовать профессионалы.

Еще раньше, 5 и 10 июня 2014 года, из-за бездарного планирования учений НАТО с применением средств радиоэлектронной борьбы в районе ответственности Евроконтроля произошла кратковременная потеря радиолокационной информации в воздушном пространстве Австрии, Германии, Чехии и Словакии. Проще говоря, диспетчеры “ослепли”: с экранов их радаров пропали все метки самолетов, летящих по международным трассам! Это послужило поводом тщательного расследования Европейским агентством по безопасности полетов нарушения Руководства ИКАО по мерам безопасности, принимаемым в связи с военной деятельностью, потенциально опасной для производства полетов гражданских воздушных судов.

Уже тогда эксперты заявили: немедленно должно состояться заседание ООН, немедленно должно быть дано поручение ИКАО. Для чего? НАТО проводит учения и не координирует это с гражданскими аэронавигационными службами. Украинцы также не координируют свои военные действия с органами управления воздушным движением. Этому надо положить конец.

Мы предупреждали: может повториться трагедия 4 октября 2001 года, когда над Черным морем при проведении Украиной военных учений ракетой был сбит самолет Ту-154 авиакомпании “Сибирь”, следовавший из Тель-Авива в Новосибирск. Кстати, мало кто помнит еще об одной подобной катастрофе над акваторией Черного моря: 21 сентября 1993 года в районе аэродрома Сухуми потерпел катастрофу самолет Ту-134А авиакомпании Transair Georgia, который летел из Сочи. На высоте 300 метров в самолет попала ракета с инфракрасным наведением…

Политики будут в стороне, а люди погибнут – вот наши слова. К сожалению, так и случилось.

Кремль: Идея нового трибунала – попытка отвлечь внимание от следствия

Самолеты сегодня оснащаются “умными” системами, которые могут предупредить экипаж об опасном сближении с другим бортом или, скажем, о столкновении с землей. А можно ли предупредить о ракетном нападении?

Приведу пример Израиля. Правительство этой страны приняло решение оснастить свой парк гражданских воздушных судов системами защиты от потенциальных угроз, представляемых переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). Ожидается, что все самолеты израильских коммерческих эксплуатантов (“Эль Аль”, “Аркиа” и “ИсраЭйр”) будут летать с этим оборудованием. И, безусловно, риск авиационных происшествий будет гораздо меньше.

На наш взгляд Минпромторг и Минтранс должны принять меры по оснащению российских воздушных судов подобным оборудованием. Международная обстановка сложнейшая. Инициативные страны принимают меры.

Наталия Ячменникова

Источник: rg.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий