Откровения педагогов в День учителя: из-за ЕГЭ школьники разучились считать, думать и не понимают, почему происходит смена времен года
Даже ученики элитных гимназий Екатеринбурга выходят из школы, простите, неучами. Современные дети не знают про Гагарина, уверены, что царицу Александру Федоровну убили во время прогулки бандиты и думают, что «война шла со Сталинградом». Это не преувеличения, а реальные ответы уральских гимназистов и школьников. Кто виноват, что дети становятся тупыми — выясняли в День учителя сами педагоги.
Сегодня в России отмечают День учителя, но настроение у многих педагогов не праздничное. Современные школьники к выпускному экзамену не знают элементарных вещей.
Репетитор по русскому языку и литературе Елена Петровна, работающая с детьми из элитных екатеринбургских гимназий, жалуется, что, помимо собственного предмета, вынуждена постоянно заниматься с учениками ликбезом.
«Берем „Бородино“ — казалось бы, чего проще?» — рассказывает репетитор. — Начинаем обсуждать стихотворение, и я в вдруг вижу, что девочка не понимает, о чем вообще идет речь (учится, кстати, в элитной гимназии Екатеринбурга — № 9). «Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Какому французу, зачем отдана?” Приходится рассказывать, хотя я и не преподаю историю. «Читаем „Предсказание“ — выясняется, что ученики не знают о революции, о том, кто такой Сталин. Опять рассказываю историю страны — иначе стихотворение не понять».
Преподаватель в шоке от уровня подготовки усчеников. И даже создала блог на сайте «Могу писать», в котором описала наиболее вопиющие случаи. «Прошу проинтерпретировать строчку „Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт“, — оказывается, школьники не знают, куда собственно подевались у нас цари! — пишет репетитор. — У меня это вообще вопрос за засыпку. Кто был последним царём и куда он делся? — Никто не знает!!! Эти дети живут в Екатеринбурге!».
“Одна девочка после ряда наводящих вопросов вскрикнула: « Я вспомнила! На экскурсии нам рассказывали, что царица ночью пошла гулять в лес с дочерями, там на них напали разбойники и всех убили, — уточняет преподаватель. — Зачем царица пошла ночью с дочерьми и без охраны в лес? Нет ответа».
Помимо истории, репетитору по русскому языку приходится постоянно натаскивать учеников и по другим «не своим» предметам, например, географии — многие не понимают, как, скажем, наклон земной оси влияет на смену времен года. Но история — это самое больное место, провалы в ее изучении приводят к тому, что сочинения учеников превращаются в юморески.
«После фильма „Сталинград“ я получала такие рассказы: „Война шла со Сталинградом“, „Немцы решили напасть на Сталинград“, — рассказывает репетитор. — Где находится этот город и как туда попали немцы — никто не знал. Про блокаду Ленинграда дети рассказывают со слезами на глазах, но не могут ответить на вопрос, кто взял город в блокаду. Враги. Какие враги? Во время какой войны? Это я уже какие-то тонкости спрашиваю».
Тотальное незнание современными детьми истории (даже новейшей) сегодня отмечают как учителя, так и сами родители.
«Летом отправляли ребенка в лагерь им. Гайдара, — рассказал „URA.Ru“ один из читателей. — Приехали навестить, пообщались с вожатой, та рассказала, что они проводили опрос среди детей в лагере, и ни один ребенок не смог ответить на вопрос, кто такой Аркадий Гайдар. Ни один! Самые распространенные ответы — бандит».
Катастрофическое падение уровня знаний отмечают не только по гуманитарным предметам, но и в точных науках — математике, химии, физики. «Точные науки никогда не пользовались большой популярностью у подростков, а сегодня — тем более, — говорит доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой физико-математических дисциплин Института развития образования Юрий Циовкин. — Но сегодня есть вещи, которые вызывают более серьезные опасения».
Одна из них, например — обыкновенный устный счет. «У школьников любого возраста большие проблемы с арифметикой, — отмечает эксперт. — Многие не умеют складывать дроби. О доказательствах теорем вообще речи не идет, их доказывают только в матклассах, а в обычных дети даже не умеют их применять. Частая ситуация: ребенок может формально ответить на вопрос в ЕГЭ, но не может использовать знание на практике — такое происходит направо и налево».
По мнению специалиста, частично в этом «виноват» прогресс, а именно появление гаджетов, в любом из которых есть калькулятор — в результате дети перестают считать самостоятельно.
Другая причина — в технологиях преподавания. «Проблема идет с начальной школы: в обучении происходит подмена наглядного абстрактным (скажем, операции деления можно учить по формальной схеме деления столбиком, а можно то же самое объяснять с помощью яблока, деля его на части), — объясняет Юрий Юрьевич. — Как только пропадает понимание причинно-следственных связей — у детей сразу же исчезает интерес к математике как к науке».
Далее все идет только по нарастающей: дети, которые не понимают основ, перестают понимать дальнейший материал. «Основной „завал“ происходит на уровне 5-6-7 классов, когда от детей требуется переход к каким-то формальным операциям, а они не освоили их на уровне „осязания“, — считает специалист — Дальше проблема нарастает, как снежный ком. Результат: в том году на первой волне ОГЭ (основной государственный экзамен — прим.ред.) 25 % процентов учащихся в Свердловской области получили двойки по математике».
Все это напрямую связано со сложившейся системой в современном российском образовании: всех (ребенка, учителя, родителей) интересует только одно — сдача единых госэкзаменов. «Беда в том, что практически нет обучения по предмету как таковому, обучение подменяется натаскиванием на ЕГЭ или ОГЭ», — считает Циовкин.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, Институт развития образования вот уже второй год ведет бесплатные интернет-курсы по физике и математике по подготовке к ЕГЭ для учащихся, кроме того, работает с самими преподавателями. «Менять учителей одних на других — будет еще хуже, приходится переучивать» — говорит эксперт. В результате такой работы процент «двоек» на ЕГЭ по физике снизился с 11 с лишним процентов (итог 2013/2014 учебного года) до четырех.
Впрочем, есть и более кардинальные предложения, как исправить ситуацию — например, широко обсуждаемая сегодня идея о «ЕГЭ для учителей», которую в Екатеринбурге активно продвигает Уральский родительский комитет. Эта задумка, в случае ее реализации, поможет не только получить данные о квалификации педагогов. «Почувствовав себя в шкуре учеников, может быть, учителя научатся учить, а не просто натаскивать на экзамены?» — надеется эксперт.
Андрей Гусельников
Источник: ura.ru