Знаете ли вы, что наши солдаты уже однажды мыли сапоги на восточном побережье Средиземного моря и что владения Российской империи простирались не только до Америки, но и до Ближнего Востока? Правда, недолго.
К тем событиям имел отношение мой полный тезка – капитан-лейтенант Михаил Кожухов. Это он в сентябре 1773 года отбил у турецких войск Бейрут, столицу Ливана. Перед штурмом Кожухов сговорился о поддержке с шейхом Захиром, предводителем местных друзов – последователей особой, почти тайной религии, о которой до сих пор мало что известно, кроме того что они верят в единого бога и переселение душ. По их договору освобожденный от турок Бейрут отходил к России, но исполнительную власть в городе должны были осуществлять друзы. На стороне русских в той авантюре дрались и принявшие российское подданство черногорские корсары под командой премьер-майора Войновича.
Дело было вот как: 19 июля 1773 года русская эскадра в составе двух фрегатов “Св. Павел” и “Надежда” при поддержке корсаров подошла к Бейруту и начала бомбардировку города, чтобы расчистить путь десанту из 787 морских канониров и черногорских пиратов. Русскими командовал поручик Баумгартен, а корсарами – их предводитель Войнович. Атаку должны были поддержать друзы, но вот незадача: у них как раз подоспел сбор урожая, и в последнюю минуту друзы отказались воевать, пока не завершат все дела. Так что сил десанта не хватило, чтобы взять крепость. Началась двухмесячная осада. В августе русские перекрыли водопровод, город остался без воды, и это заставило гарнизон сдаться.
Защитникам Бейрута после сдачи оружия сохранили жизнь, но, чтобы избежать разграбления, им пришлось уплатить контрибуцию – 300 тысяч пиастров, колоссальные деньги, за которые по тем временам можно было купить почти 8 тонн золота. Русским достались несколько галер с пушками, около тысячи ядер, полтора десятка крепостных орудий, большое количество боеприпасов, драгоценного оружия, много дорогих тканей и посуды. Над Бейрутом поднялся бело-сине-красный флаг, и, по некоторым источникам, над городскими воротами даже висел некоторое время портрет императрицы Екатерины.
Это русско-ливанское счастье было, правда, недолгим: уже зимой 1774 года русским кораблям пришлось оставить бейрутский порт…
Ливан – сегодня редкий адрес на картах путешествующего народа. Оно и понятно: края неспокойные, немногим охота подвергать себя пусть даже теоретическому риску в собственный отпуск. А жаль. Ливан – волшебная горная страна. Очень красивая. Здесь есть – не поверите! – даже горнолыжный курорт. Кстати, он расположен неподалеку от тех мест, где Георгий Победоносец одержал победу над змеем. А побывать в роще исчезающих ливанских кедров, из которых строили корабли еще египетские фараоны? Да одно это останется воспоминанием на всю вашу жизнь!
Сам Бейрут путеводители называют “Парижем Ближнего Востока”. Это, наверное, пока громко сказано: городу еще многое предстоит сделать, чтобы стереть напоминания о десятилетиях войн – если не из людской памяти, то хотя бы с городских улиц. Но дело быстро к тому идет.
Те из вас, кто бывал на Ближнем Востоке, в Бейруте просто не поверит своим глазам: показные строгости шариата ливанцам попросту неизвестны. Здешние мусульманские красавицы одеваются ничуть не скромнее, чем их сверстницы в Москве, их строгие моральные принципы нисколько не мешают им проводить время с приятелями в кафе, а их кавалерам – проиграть в одном из местных казино. Но при этом лично мне показалось: религия в Ливане занимает точно то место, которое и должна занимать в светской стране: внутри мечетей и в сердцах людей.
Впрочем, в Ливане уместнее говорить не о религии, а о конфессиях – знатоки насчитывают их здесь около двух десятков, включая и христианские. А если вспомнить еще и о том, что ливанская кухня – лучшая на Востоке, что этой стране достался великолепный климат, средиземноморские пляжи, вершины гор, покрытые снегом, то можно понять и арабских шейхов, и обычных людей, которые именно здесь предпочитают отдыхать от трудов праведных.
Михаил Кожухов
Источник: rosbalt.ru