Президент и премьер-министр Грузии во главе двух разных делегаций побывали в США и провели встречи с местными руководителями и иностранными гостями. (См. “Маргвелашвили и Гарибашвили могут устроить скандал на Генассамблее ООН”). Перед “параллельным визитом” двух лидеров в Тбилиси много говорили о том, пересекутся или ли они если не друг с другом, то с президентами США или России. Грузинский премьер действительно смог побеседовать с Бараком Обамой на полях форума о миротворческих операциях под эгидой ООН. Он беседовали, стоя в перерыве заседаний форума, но случайной эта встреча быть не могла.
В Грузии обсуждали и возможность аналогичного пересечения президента или премьер-министра с Владимиром Путиным. Но это было невозможно с учетом краткости визита российского лидера в Нью-Йорк. Однако примечательно, что именно в США президент Маргвелашвили сделал заявление о готовности начать диалог с Москвой, причем, использовал весьма интересную аргументацию: “Диалог с Россией не является темой выбора – он обязателен. Но для таких переговоров должно придти время. Российское руководство и внутренний политический дискурс должен быть на что-то ориентирован, на то, в чем мы увидим что-то общее”.
В те же дни у его резиденции (Авлабарского дворца) впервые за время независимости Грузии прошла многочисленная акция с требованием возобновить диалог с РФ. Организатором стало Общество Ираклия II, которое настаивает на объявлении Грузии нейтральным государством. Сразу после акции председатель грузинского парламента, “республиканец” Давид Усупашвили, считающийся одним из самых прозападных политиков в стране заявил, что Грузия “должна остановить практику ухудшения отношений с Россией”. “Того, что уже испорчено [в отношениях с РФ] достаточно”, – отметил он.
Таким образом, казалось бы, все предпосылки для диалога существуют. Главная из них – согласие самой России на полноценное восстанолвение отношений. Владимир Путин сказал еще в 2014 году, во время Олимпиады в Сочи говорил, что готов встретиться с президентом Грузии. Думается, он не отказался бы и от краткой беседы с премьером, коль уж реальной властью, согласно конституции, обладает именно он. Такая встреча могла состояться если не в Нью-Йорке, то хотя бы на других международных площадках. Но к этому явно не готова грузинская сторона.
В Тбилиси считают, что сейчас в российско-грузинских отношениях нет позитивной повестки дня, которую можно было бы обсудить на высшем или высоком уровне. Сущуствует формат регулярных встреч в Праге замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина со спецпредставителем грузинского правительства Зурабом Абашидзе. Причем в ходе диалога двух высококласных дипломатов действительно удалось решить ряд важных проблем: снижена конфронтационная ритрика с грузинской стороны; Тбилиси отказался присоединиться к международным санкциям против РФ; Россия открыла свой рынок для грузинских товаров и в качестве жеста доброй воли выпустила из тюрем нескольких грузин, арестованных в 2008 году по обвинению в шпионаже. Также поступили нынешние грузинские власти еще в 2012 году по отношению к ряду российских граждан, осужденных за шпионаж, причем их объявили “политзаключенными режима Саакашвили”.
Но все что “выше” уровня пражских встреч Карасина и Абашидзе или затрагивает нечто большее, чем торгово-экономические и гуманитарные отношения, содержит в себе серьезные риски для правящей коалиции “Грузинская мечта” с учетом ее нескончаемой конфронтации с партией Саакашвили “Единое национальное движение”. Одесский губернатор уже открыто заявляет, что в сентябре будущего года (в преддверии очередных парламентских выборов) он вернется на родину предков. “И пальцем меня никто не посмеет тронуть”, – уверен экс-президент. А ведь против него возбуждено четыре уголовных дела, то есть Саакашвили расчитывает на новую революцию.
В таких условиях президент Маргвелашвили и премьер-министр Гарибашвили не решаются сделать первый шаг, поскольку даже восстановление дипломатичесских отношений с РФ будет объявлено оппозицией “полной капитуляцией”.
Тем не менее многое будет зависеть от развития событий вокруг Украины. Стабилизация там предопределит и мотивацию грузинского руководства по возобновлению полноценного диалога с Москвой. В этом смысле, конечно, прав Саакашвили, утверждающий, что “судьба Грузии вершится на Донбассе и в Крыму”.
Георгий Калатозишвили
Источник: vestikavkaza.ru