Из-за отсутствия внутренних и внешних драйверов роста Россию ждет рецессия в 2015-ом и стагнация в течение последующих нескольких лет, считает экономист Алесь Алехнович.Беларусь же пойдет на экономическое “дно” вместе с Россией
Несмотря на все беды, с которыми сталкивается российская экономика, Кремль выглядит непробиваемым. Вместо реформ, направленных на диверсификацию производства, власти верят в сырьевую модель экономики, чрезмерно много тратят на оборону, субсидируют Крым с Донбассом и тратят деньги на поддержку предприятий, связанных с властями. Неудивительно, что в бюджете отсутствуют деньги на инвестиции в модернизацию и инновации, пишет экономист Алесь Алехнович на сайте ideaby.org.
Длительное падение цен на нефть
Общеизвестно, что Россия – страна-наркоман, которая не может жить без высоких цен на нефть. Россия является вторым экспортером нефти в мире и первым экспортером газа. В последние годы сырая нефть, нефтепродукты и газ отвечали 70% российского экспорта и почти половину бюджетных доходов. Страна успела привыкнуть к высоких цен на энергоресурсы и поэтому не пыталась диверсифицировать структуру своей экономики. Но наибольшая проблема в том, что высокие цены на нефть позволяли содержать остальную часть экономики, на которую сейчас нет денег.
Так низких среднегодовых цен на нефть как в 2015-ом не было уже более 10 лет. Если в июне 2014-го баррель нефти Brent стоил $ 112, то в августе 2015-го цена была всего $ 47. И пока нет признаков того, чтобы цена нефти вернулась на предыдущий уровень. Всемирное предложение нефти превышает спрос, а возвращение Ирана на международный рынок торговли нефтью и рекордное заполнение нефтехранилищ в мире давят на дальнейшее снижение цены.
Падение цены на нефть автоматически повлияло на снижение цены газа. В И-ом квартале 2015-му среднестатистическая цена импортируемого из России газа была на 33% меньше, чем в I-ом квартале 2014-му. Даже для Беларуси, которая импортирует из России самый дешевый газ в Европе, цена в первой половине 2015-ому сократилось почти на 20% – до $ 139 за тыс. М3.
По расчетам Организации стран, экспортирующих нефть, при средней цене в $ 55 за баррель в 2015-ом Россия получит от экспорта на $ 135 млрд (то есть 10% валового внутреннего продукта) меньше, чем в прошлом году. Как пояснил в январе министр финансов РФ Антон Силуанов, при цене в $ 50 за баррель доходы бюджета будут на $ 50 млрд меньше, чем было запланировано в проекте бюджета на 2015-й.
Как влияют финансовые санкции
Вопреки ожиданиям российских политиков западные экономические санкции потрясли экономику России. С августа 2014-му российские государственные банки, нефтяные и оборонные компании не могут финансироваться за рубежом. Запад также ограничил продажу в страну передовых технологий для нефтяной промышленности, оборудования двойного назначения и вооружения.
Это правда, что правительство России не зависит от иностранного финансирования, но для экономики в целом, банков и предприятий западные кредиты играют существенную роль. Ограниченный доступ к внешним кредитам и необходимых технологий ограничивает потенциал роста производства. По МВФ, накопленный в ближайшие годы отрицательный эффект санкций перевалит 9% ВВП. Вместо финансирования на Западе Россия должна использовать национальные сбережения и резервы, которые в ином случае могли бы пойти на инвестиции.
Как это ни парадоксально, наибольшие долги среди предприятий имеют крупнейшие государственные холдинги – «Роснефть» и «Газпром». Несмотря на нефтяное Эльдорадо в прошлые годы, плохое и коррумпированное управление энергетическими компаниями привело к колоссальным долгов. Накануне введения санкций «Роснефть» и «Газпром» совокупно имели более $ 100 млрд долгов, из которых 90% в иностранной валюте.
Санкции против России будут действовать долго, поэтому российские государственные банки и компании должны привыкнуть к новым бизнес-условий. Международный финансовый рынок для них практически полностью заблокирован, а попытки перейти на финансирование на Востоке (в том числе в Китае) провалились. Между тем только в 2015-ом российская экономика должна выплатить по внешним кредитам $ 75 млрд (6% ВВП).
Бесконечный отток капитала
Политика Кремля вызвала рекордный отток капитала из России. По Всемирного банка, в 2014-ом уплыло на $ 167 млрд (эквивалент 8,9% ВВП) капитала больше, чем пришло в страну – в три раза больше, чем годом ранее. В свою очередь в 2015-ом отток капитала прогнозируется в $ 102 млрд (7,4% ВВП).
В период расцвета Россия накопила огромные валютные резервы, которые стремительно расходуются на погашение долга государственного сектора и стабилизацию валютного курса. Перед введением санкций золотовалютные резервы Центрального банка, в том числе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния составляли $ 469 млрд. Но в течение 12 месяцев от введения санкций Центральный банк распродал $ 111 млрд – 24% своих запасов.
Отсутствие структурных реформ лишает иллюзий
Кризис в России имеет системный характер. Россия платит высокую цену за отсутствие диверсификации экономической модели, в которой первичный сектор (газ, нефть, металлы, дерево и др.) Создает около трети экономики. Снижение мировых цен на нефть и экономические санкции, которые совпали по времени, только углубили замедление российской экономики, которое продолжается с 2011-го.
Санкции и низкие цены на нефть должны расцениваться как долговременный фактор, ограничивающий инвестиционные возможности России, а через это потенциал экономики в будущем. Только рыночные реформы могут запустить внутренние механизмы роста. Но власти не спешат реформировать экономику, поэтому после короткого периода рецессии страна может дальше находиться в стагнации в течение нескольких лет.
Беларусь же пойдет на экономическое «дно» вместе с Россией, поскольку высокие цены на нефтепродукты, российские субсидии и экспорт в Россию – основа белорусского экономики.
Источник: belaruspartisan.org