В пятницу, 2 октября, президент США Барак Обама впервые публично прокомментировал начало российской военной операции в Сирии. Он раскритиковал Москву за поддержку Башара Асада и назвал ее действия в регионе «рецептом катастрофы».
Президент США отметил, что действия РФ идут вразрез с американской стратегией. «Мы не готовы сотрудничать с российской военной кампанией, если цель — уничтожить всех, кто не согласен с Асадом», — сказал Обама.
По его словам, объектом атак российских самолетов стали позиции боевиков, принадлежащих к умеренной оппозиции, а не к группировке «Исламское государство» (ИГИЛ) *. «С точки зрения России все оппоненты Асада террористы, и это рецепт катастрофы», — отметил президент США.
По мнению Обамы, сирийскую проблему невозможно решить одним военным вмешательством. «Если мы не сможем добиться того, чтобы местные силы согласились каким-либо образом сосуществовать вместе, никакое военное вмешательство США не решит проблему», — пояснил он.
Барак Обама подчеркнул, что готов работать с президентом РФ Владимиром Путиным над политическим урегулированием в Сирии. «Я сказал Путину, что готов работать с Россией, если он выступит посредником по организации переходного процесса по смене власти в Сирии», — рассказал Обама о встрече с российским коллегой в Нью-Йорке, на полях 70-й сессии Генассамблеи ООН.
Такая суровая критика объясняется просто: Обама опасается, что Москва перехватит инициативу в Сирии. Военные успехи РФ заставили американцев активизировать собственную игру. В субботу, 3 октября, стало известно, что Вашингтон рассматривает возможность увеличения поддержки «тысячам сирийских повстанцев», чтобы помочь им «сместить „Исламское государство“ с территории около сирийско-турецкой границы». Об этом сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники в администрации США.
По данным Reuters, это предложение сейчас находится на рассмотрении США и Турции. Поддержка против ИГИЛ может быть оказана объединенной группировке арабов, в которую войдут и представители других этнических групп. Количество рекрутов может достичь 8 тысяч человек. Плюс к тому, администрация США изучает возможность поддержки еще одной «группы повстанцев», в которую входит большое число курдов.
Это значит, что Вашингтон упорно продолжает искать силы вне окружения Асада, на которые можно опереться, а в перспективе — сформировать из них проамериканское правительство Сирии. Прежняя ставка на светскую оппозицию, похоже, де-факто признана ошибочной. Так, 2 октября группа сенаторов обратилась к руководителям Пентагона, Госдепартамента и ЦРУ с просьбой прекратить программу обучения и оснащения боевиков сирийской оппозиции в связи с ее неэффективностью. Ранее, напомним, стало известно, что бойцы сирийской оппозиции, подготовленные США, пошли на сделку с террористической группировкой «Джебхат ан-Нусра» **, и передали ей часть своей военной техники и боеприпасов.
Возникает вопрос: не является ли «рецептом катастрофы» именно американская стратегия в Сирии? Удастся ли Вашингтону открыть эффективный «второй фронт» против ИГИЛ?
— Чем дальше, тем больше возникает сомнений, кого именно США поддерживают в Сирии, — считает директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ Юрий Рогулев. — Позиция России — с ней можно соглашаться или нет — предельно ясная, понятная, к тому же она четко выполняется. Позиция США, напротив, крайне неопределенная. Именно этим объяснятся противоречивые заявления американского руководства, в частности, госсекретаря США Джона Керри и президента Барака Обамы.
Так происходит потому, что США связаны союзническими отношениями с Саудовской Аравией, а саудовцы не прочь половить рыбку в мутной сирийской воде. Они, в частности, поддерживают в Сирии группировки, которые никак нельзя назвать умеренными — например, «Джебхат ан-Нусра».
«СП»: — Обама в самом деле считает российскую стратегию «рецептом катастрофы»?
— Я так не думаю. Просто президента США сегодня критикуют со всех сторон, и он вынужден сохранять лицо, жестко оппонируя России. Штаты сделали ошибку, начав поддерживать сирийскую оппозицию. Дело в том, что эта оппозиция крайне неоднородна и нестабильна, ее группировки рассеяны, и зачастую разделяют радикальные идеи ИГИЛ. Вашингтон не сразу оценил эти реалии.
На деле, ситуация с раскладом оппозиционных сил в Сирии крайне запутанная, и рано или поздно США придут к необходимости координации с РФ действий против оппозиции.
«СП»: — Штаты волнует, что мы сейчас перехватываем инициативу, они могут накачать вооружениями лояльные группировки светской оппозиции, и открыть активный «второй фронт» в Сирии?
— В теории могут, но такие решение — не в стиле Барака Обамы. В принципе, президент США миролюбивый человек, и его изначальный план заключался в завершении войн, которые в течение последнего десятилетия вела Америка. Но жизнь показала, что этот план утопический. И что в ряде случаев — как в Ираке — вывод войск оборачивается хаосом.
Но в Сирии, уверен, никакого «второго фронта» не будет, вообще не будет вспышки военной активности со стороны США. Обаме это не нужно. Он по-прежнему будет придерживаться жесткой риторики, критиковать Россию, но вмешиваться всерьез в сирийские дела не станет. Не стоит забывать: впереди у демократов США президентская кампания, а усиление активности в Сирии может дать непредсказуемый электоральный эффект…
— Турция и США сейчас пытаются привлечь к операции против ИГИЛ так называемых туркоманов — туркменов, проживающих на территории Турции, — считает военный эксперт, директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. — Из этих потомков анатолийских турок они пытаются сформировать корпус, который будет действовать под диктовку Турции и в интересах Америки.
Заигрывают США и с сирийскими курдами. Причем, на этом направлении американцы, на мой взгляд, нас обходят. Несмотря на разногласия с Дамаском, курдов нельзя записать в безусловные противники Башара Асада. Позиция курдов проста — защитить в нынешнем конфликте себя и выжить, поскольку ИГИЛ ненавидит курдов лютой ненавистью.
США, по моим сведениям, работают с курдами очень плотно — поставляют оружие и инструкторов. Думаю, России, чтобы сохранить влияние на курдов, также было бы полезно оказать им военно-техническую помощь. Речь могла бы идти о поставках стрелкового оружия — автоматов, штурмовых винтовок, гранатометов. Курдам сейчас эта помощь пришлась бы очень кстати.
В целом, в Вашингтоне сделали вывод: поддерживать группы сирийский оппозиции, которым США ранее оказывали помощь — дело проигрышное. Поэтому американцы пытаются найти новые оппозиционные силы в регионе, которые согласны играть по американским правилам. Курды, кстати, на эту роль хорошо подходят, поскольку среди них нет политического единства, а Вашингтон виртуозно владеет технологией «разделяй и властвуй».
«СП»: — Можно ли назвать американский подход «рецептом катастрофы» для Сирии?
— Думаю, это рецепт отчаянья для США. С 2011 года американцы чего только не делали, лишь бы свалить режим Асада — и все без толку. Классическая американская схема «управляемого хаоса» в Сирии не сработала. Режим устоял, и сейчас Башар Асад потихоньку набирает политические очки.
На мой взгляд, сейчас в Сирии американцы ведут себя, как всегда в ситуациях, когда у них что-то не получается. Другими словами, делают вид, что все кругом виноваты, только не США.
— У России и США есть понимание, как выглядит компромисс по Сирии, — уверен научный сотрудник Института США и Канады РАН Геворг Мирзаян. — Он прост: Башар Асад остается у власти до конца гражданской войны, после чего в Сирии проводятся выборы, в которых Асад участия не принимает — например, потому что объявит об уходе из политики под предлогом усталости.
Путин и Обама именно об этом договорились — иначе госсекретарь США Джон Керри не стал бы позориться и менять за одну ночь позицию в отношении Башара Асада. Напомню, сразу после встречи глав РФ и США в Нью-Йорке, Керри в интервью CNN заявил, что Асад должен уходить со своего поста постепенно, иначе в Сирии может произойти «внутренний взрыв».
Если Путин и Обама договорились по Асаду, они наверняка нашли и компромисс по судьбе сирийской светской оппозиции. На мой взгляд, лидерам оппозиции предложено подписать с Асадом соглашение о создании коалиционного правительства.
Причем, сразу было понятно, что РФ первым делом начнет разбираться именно с оппозицией. Прежде чем наступать на ИГИЛ, необходимо «зачистить» тыл на севере и юге Сирии, где как раз находятся вооруженные отряды оппозиционеров.
Но проблема в том, что значительная часть светской оппозиции на американцев не ориентируется. Она ориентируется на турок и саудовцев, и работает с ними напрямую. Для этих оппозиционеров, естественно, никакого компромисса с Асадом быть не может.
Вот и получается: Россия сейчас отстреливает протурецких и просаудовских оппозиционеров в Сирии, а США возмущаются — но только картинно.
«СП»: — Действительно сейчас Вашингтон делает ставку на сотрудничество с курдами?
— Возможно, США и хотят сыграть на курдской карте, но у американцев — серьезная проблема. Сирийские курды — враги турок: они соратники и комбатанты Рабочей партии Курдистана, которая воюет с Турцией. Поэтому любые договоренности американцев с курдами будут восприниматься Анкарой в штыки.
Как Вашингтон будет выкручиваться из этой ситуации — пока неясно. Думаю, кончится тем, что США ограничатся критикой в наш адрес, а Россия продолжит сирийскую кампанию…
* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Андрей Полунин
Источник: svpressa.ru