Три наивных вопроса о ситуации вокруг «Трансаэро»
К банкротствам авиакомпаний за последнее десятилетие российские пассажиры уже привыкли. Однако «Трансаэро» – случай особый. По международным рейтингам, компания — единственная из России – входила в 20-ку самых безопасных перевозчиков мира (ни одного погибшего за 20 с лишним лет полетов). По объему перевозок она — вторая в России после группы «Аэрофлот», как на внутренних, так и на международных линиях. На многих направлениях была единственным конкурентом «Аэрофлота», предлагая при этом более демократичные цены. Постоянно росла и расширяла сеть маршрутов. Что же с такой-то компанией случилось?
1. Откуда взялись огромные долги?
Долги «Трансаэро», и послужившие причиной сложной ситуации, сейчас оцениваются немного-немало в 250-260 млрд рублей. До 80 млрд — долги банкам по кредитам и набежавшие по ним проценты, порядка 160 млрд — лизинговые обязательства (долгосрочная аренда самолетов), остальное компания задолжала поставщикам — за топливо, услуги аэропортов и т. п.
– Компания очень динамично развивалась — осваивала новые рынки, пополняла парк самолетов. Это все надо оплачивать, – говорит Олег Пантелеев, руководитель аналитического центра «АвиаПорт». – Но большая часть расходов наших авиакомпаний — и «Трансаэро» тут не исключение — в иностранной валюте. Это и оплата лизинга самолетов, и обслуживание за рубежом. А доходы в основном в рублях. Сошлись два момента: схлопнулся рынок международных перевозок, где «Трансаэро» активно продвигало свои услуги, плюс упал курс рубля.
2. Почему «Аэрофлот» не стал покупать «Трансаэро»?
Сначала компанию предполагалось спасать. Все-таки «Трансаэро» – это 10 тысяч рабочих мест. И более чем 600 тысяч пассажиров, которые надеялись рейсами этой компании улететь и уже приобрели билеты.
На совещании под руководством вице-премьера Игоря Шувалова вроде бы был найден выход из положения. Компания входит в группу «Аэрофлот» и продолжает летать и выполнять свои обязательства уже «под крылом» крупнейшего российского перевозчика. Совет директоров «Аэрофлота» такую сделку одобрил.
Но… Ничего не получилось. «Трансаэро» – частная компания, пакет ее акций рассредоточен по разным рукам. По условиям сделки, основной владелец — Александр Плешаков — должен был консолидировать, то есть собрать в своих руках, каким-то образом договорившись с другими акционерами, нужный пакет акций – 75% плюс одна. И не позднее 28 сентября передать их «Аэрофлоту». Но консолидировать акции не удалось. В качестве главной причины сами акционеры называют упорство банков. Примерно четвертая часть акций перевозчика заложена, в числе кредиторов — сразу ряд крупнейших российских финансовых учреждений, которые до сих пор никак не могут договориться между собой: часть банков требуют банкротства авиакомпании, другая часть — мер по ее спасению.
Ну а в итоге на очередном совещании в правительстве было решено «Трансаэро» банкротить. При сложившейся непонятной ситуации правительство не может больше предоставлять проблемной авиакомпании госгарантии по кредитам, за которыми в первый раз она обратилась еще год назад. А без господдержки «Трансаэро» – банкрот.
3. Как ситуация скажется на ценах на авиабилеты?
– Рост цен на авиабилеты неизбежен, – считает Олег Пантелеев. – Это будет особенно заметно в нижнем ценовом сегменте, подрастут именно самые дешевые и доступные тарифы. С одной стороны, любое уменьшение конкуренции ведет к росту цен. С другой — у «Трансаэро» был ряд очень выгодных для пассажиров тарифов, но скажем так, не очень экономически обоснованных — откровенно ниже рынка. Другие авиакомпании так рисковать не будут.
Елена Аракелян
Источник: msk.kp.ru