Ошибки в учебниках школьники находят раньше экспертов

Все, что человечество знало о Джоконде и Нефертити, может быть опровергнуто учеными, и облик, и история этих загадочных женщин уже в ближайшие месяцы могут быть полностью переосмыслены. Ученые утверждают, что нашли оба захоронения и вот-вот проведут анализ останков и узнают, как на самом деле дамы выглядели. И тогда могут быть переписаны учебники и по истории, и по искусствоведению. Загадки будут разгаданы, ошибки исправлены.

Но это уже для знатоков. Гораздо хуже, когда ошибки закрадываются в самые базовые знания – из учебников. Ведь многое из того, чему учат в школе, запоминается не просто на всю жизнь – этому верят и живут по написанным правилам. На неделе праздновали день учителя. И педагоги, помимо поздравлений, получали и уведомления – не все учебники одинаково полезны. И просьбы – сообщайте о допущенных в учебниках ошибках, ведь иногда они более чем грубые.

С этим учебником школьники должны были разбираться, как связаны человек и общество. Но сейчас сам учебник разбирают эксперты. Постранично. Первый же параграф первой главы – скандал. Обычно такому не учат в школе.

Из учебника: ” Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьёзным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи. Он не является личностью”.

Такая формулировка возмутила родителей, воспитывающих детей с нарушениями психики. Умаляет честь и достоинство.

“Мы не можем таким образом формировать мнение детей, не можем формировать их неокрепшие мозги таким образом. Это приводит к тому, что формируются ярлыки, которые навешиваются на человека? и сопровождают его всю жизнь. И, в общем-то, сильно мешают жить”, – сказала психолог Светлана Коноваленко.

Родители снова берут учебники в руки. Проверочная работа. Смотрят в книгу – видят странные задания про психиатра, который кусался, про разноцветные круги красного цвета, про утонувших и потерянных в лесу детей. У Марии Преображенской – пятеро школьников, которые тоже, порой, теряются. Если им такое задают, что даже мама не может понять. Нарисуйте шелест листьев, пение лягушки, звон крыльев комара.

“Понятно, что звук изобразить невозможно, если, опять же, только не применив техническое образование. И для первого класса это совершенно недопустимо. И приходится опускать только руки”, – признается Марина Преображенская.

Добро пожаловаться, или “по вашим письмам”. Министерство образования как раз призывает рук не опускать. Год назад девять учебников исключили из федерального перечня рекомендованных. Всего проверяли двадцать. Новый учебный год – новые обращения.

“Один из примеров, что белка сидит на пенёчке и курит. Было официальное обращение, что это недостаточно корректная иллюстрация, потому что она говорит о нездоровом образе жизни даже у зверей”, – сказала заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Юлия Лях.

Взрослых смущают сомнительные примеры, пусть даже из классики: “Девочке дают крошечную рюмку хересу”, чертежи для изготовления пушек в учебнике для первого класса, мелкий шрифт на страницах. Все эти тревоги экспертная комиссия должна развеять или подтвердить. И учебник или оставят, или задвинут на дальнюю полку.

“Каждая жалоба рассматривается порядка 30 дней по делопроизводству. Но я вас заверяю, что мы себе такой роскоши не позволяем. Потому что, во-первых, это учебники, и дети учатся каждый день, а не один раз в 30 дней. А, во-вторых, с издательствами тоже у нас налажена достаточно оперативная связь”, – заявила заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Юлия Лях.

В целом, прежде чем Министерство образования рекомендует учебник для использования в школах, он проходит три экспертизы: педагогическую, профессиональную и общественную. Но в комиссиях тоже люди. От ошибок не застрахованы.

“Понимаете, у нас может меняться, в том числе, и научная картина мира, появились какие-то новые открытия, которые не были известны до этого. И учебники, конечно, должны это отражать. Меняются образовательные технологии, меняется психология наших детей. Наши дети просто другие. Дети десять лет назад и дети сегодняшние очень сильно отличаются. И учебник должен учитывать эти особенности”, – говорит первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк.

Свежий пример: в некоторых пособиях по географии теперь указан пятый океан – Южный. Да, иногда так называют моря, омывающие Антарктиду. Но это информация для общего развития. Единственный правильный ответ: океанов – четыре. А те, у кого школьная программа перевёрнута с ног на голову, на ЕГЭ за “пятый океан” получат минус балл.

Десятый класс. Каждый урок – подготовка к Единому госэкзамену. Они уже не смеются над нелепо сформулированными заданиями. Понимают, какой высокой может быть цена ошибки. Если находят, это не повод посмеяться над учителем. Наоборот – желание уточнить. Тот возраст, когда самое страшное – если взрослые лишают собственной точки зрения.

“Когда пытаются вывернуть как-то события, представить какие-то события обязательно плохими или хорошими. Скажем, революция. Где-то в учебниках можно иногда встретить, что это было зло. Или в других учебниках той же советской эпохи, что это, наоборот, очень хорошо и всё здорово, и что это нужно. Это самое, пожалуй, я думаю, страшное в учебниках”, – сказала Мария Миронова.

“Основной род ошибок, с которыми мы сталкиваемся, – это такие ошибки, которые однозначные. И они на самом деле не очень критические, легко исправляются”, – говорит Сергей Дунаев.

Учебник – лишь инструмент. Учитель – главный. И если с ним повезло, он может даже на неточностях, неочевидных фактах и неоднозначных трактовках построить урок. Хотя бы по принципу от обратного, объяснить – на ошибках учатся.

Александр Евстигнеев

Источник: 1tv.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий