В последнее время суровые военные новости, обреченность украинской действительности не дают повода для позитивного настроения. Но они есть, кроются в том числе и в исторической памяти Украины, которую сегодня пытаются вытравить пристецькованные СМИ и припорошенная система образования.
Кем и чем сегодня обязывают гордиться граждан Украины, повально записавших в ряды украинства? Бандитами УПА, всевозможными предателями, «киборгами» и Саакашвили. На прошлое методично наматывают вето, вытирая славное прошлое и славные достижения. Например, достижения украинской промышленности, которой сегодня можно заказывать поминки.
Согласно ряду документов, 1 октября 1960 года с конвейера сошёл первый «Запорожец» модели ЗАЗ-965, которая производилась целых десять лет. Автомобиль получил в народе рекордное количество прозвищ – от «жужика» и «горбатого» до «запора» и «еврейского броневика». Тем не менее он стал одним из самых любимых и, главное, доступных автомобилей поствоенной эпохи.
Первый опытный образец
Страна, ожившая после страшной катастрофы, жила мирной и уже даже сытой жизнью. Но массового производства автомобиля для народа еще не было.
В дело вмешалось ЦК КПСС. И процесс пошел. Совмин СССР 28 ноября 1958 года издал постановление «Об организации производства микролитражних автомобилей». Первоначально автомобиль планировали выпускать в Москве, где уже начинались разработки и выпуск опытных образцов малолитражек «Белки» НАМИ-МО50, Москвича-444 и ГАЗ-18.
«Белка». НАМИ-МО50
Москвич-444
Вариант ГАЗ-18
Потом пересмотрели не только концепцию модели, но и место производства.
За основу будущего «горбатого» взяли итальянский ФИАТ-600 конструктора Данте Джакозы, который был сзади «без горба».
ФИАТ-600
Тогда конструкторы и министр автомобильной промышленности Н. И. Строкин сочли, что компановка, дизайн и «внутренний мир» итальянского прототипа очень удачны. Главным конструктором стал А.Ф. Андронов.
Работа закипела. А велась она в УССР на созданном меннонитом Абрахамом Коопом еще в конце XIX века заводе по выпуску сельхозтехники. После победы большевиков завод стал называться «Коммунар». Вот там-то партия и решила строить новый автомобиль. Почему выбор пал именно на Запорожье и частично Мелитополь, определить трудно.
Заводские старожили говорят, что об этом Хрущева лично упрашивал тогдашний директор «Коммунара» Т. Е. Габелко.
Пока конструкторы дорабатывали модель, на запорожском заводе построили новый инструментальный цех площадью 6000 кв.м, реконструировали и расширили старые цеха, оборудовали цех покраски и обработки, а также сборки и сдачи автомобилей.
Описывать технические нюансы создания, ерничать по поводу традиционной советский автомобильной компиляции особого желания нет, тем паче что большая часть созданного автомобиля была отечественного производства и отечественного авторства.
Мало кому известно, но в его конструировании принимали участие военные разработчики военной десантируемой амфибии из группы Б. М. Фиттермана, которая и легла в его основу. Видимо, отсюда взялась и легендарная проходимость «запорожца».
На запорожском заводе каждый знает о «терке Вассермана» – детали, разработанной заводским инженером Вассерманом, для воздухозаборника, который в Союзе имел также название «жабры».
…Летом 1960 года автомобиль съехал с конвейера своим ходом. И направился прямиком в Кремль на смотрины к Н. С. Хрущеву. Водитель-испытатель завода “Коммунар” А. В. Скидаенко провез Хрущева вдоль здания Совета министров СССР, развернулся на Ивановской площади и поехал обратно.
Хрущеву понравилась небольшая уютная машинка, которую незамедлительно отправили в тираж.
1 октября 1960 года на запорожском заводе вышел первый тиражный автомобиль. Машины тут же пошли в продажу, а самый нарядный экземпляр отправился на ВДНХ СССР.
Тогда же появляется и бренд «Запорожец», на долгие годы представлявший автопром Украины.
«Горбатый» стремительно попал на советский рынок и даже стал предметом дефицита. Цена на ЗАЗ-965 в те, дореформенные, годы [денежная реформа была в 1961 году] составляла 18 тысяч рублей, что было доступно советским гражданам. Кстати, его даже экспортировали в Финляндию и Бельгию.
Конечно, недоработки конструкции «жужика» автолюбителям сразу бросались в глаза и жали в бока пользователям. Багажник оказался малообъемным, салон тесным. Машина долго разгонялась, двигатель перегревался.
Заметим, что ЗАЗ-965 был последним советским автомобилем, у которого дверки открывались назад, а не вперед (против движения).
В отличие от остальных моделей советских легковых автомобилей тех лет «запорожец» имел напольный рычаг переключения передач, а не привычный тогдашним водителям расположенный на рулевой колонке.
Наконец, малая масса и простота разборки силового агрегата позволяли отремонтировать автомобиль практически в чистом поле. Кстати, и кузов внешне допотопного «запорожца» был куда крепче многих нынешних супермоделей. Да и выбора особенного у людей не было. А потому «горбатый» мгновенно уходил с витрин.
ЗАЗ 965 – это песня, устоявшийся кайф для тех, кто помнит и любит свое прошлое. Что-то в нем было теплое и домашнее. «Горбатого» активно снимал советский кинематограф, даже песни о нем слагали.
Запланированный выпуск 150 тысяч автомобилей, к сожалению, СССР не выполнил, к 1973 году было выпущено почти 100 тысяч. Причин называют много, вплоть до неприязни Брежнева к «хрущевскому детищу», хотя объективно наступала пора «жигулей».
ЗАЗ-965 медленно выдавили с рынка в тишь гаражных кооперативов и шум автомобильных «толкучек». Сегодня его уже почти невозможно встретить на ходу. Но память о «горбатом» жива.
Украинские СМИ объявили, что энтузиасты из запорожской компании Askaniadesign Carstyling Studio разрабатывают самый громкий автомобильный проект Украины – первый отечественный суперкар с рабочим названием ZAZ-965.
По замыслу разработчиков, автомобиль должен стать современной реинкарнацией ЗАЗ-965. Идея, безусловно, хороша и требует поддержки. Только вот старый «запорожец» – это ведь часть истории той страны, которую запретили и выгоняют из памяти нынешние правители.
Так что не будем удивляться, что и «горбатый» может попасть под санкции шароварных борцов с прошлым, которые, болтая о патриотизме, предпочитают европейские автомобили.
Дмитрий Самойленко
Источник: vybor2012.mirtesen.ru