“Талибан” пугает, а нам не страшно

“Талибан” пугает, а нам не страшно

28 сентября 2015 года прошло под знаком всемирного внимания к 70-й Генеральной ассамблее ООН. На фоне выступлений мировых лидеров захват «Талибаном» в тот же день афганского города Кундуз на мировую сенсацию не потянул.

Но сегодня, когда произнесенные в ООН речи стали достоянием истории, самое время вернуться к Кундузу с талибами и выяснить, что же именно там произошло.

Стоит ли ради этого сюжета отрывать свое внимание от Сирии?

Место действия – Кундуз

Кундузский узел имеет давнюю историю. Для начала следует напомнить, что Кундуз – это не только более чем 150-тысячный город. Это еще и одноименная провинция на северо-востоке Исламской республики Афганистан, граничащая на севере с Хатлонской областью Таджикистана. Но и город Кундуз – это не просто административный центр провинции и не только шестой по численности жителей населенный пункт страны, это еще и важнейший стратегический узел, удержанию которого всегда придавалось большое значение.

Например, после окончания нашей Гражданской войны как раз Кундуз являлся центром так называемого басмаческого движения, которое довольно долго мешало стабилизации положения в советских республиках Средней Азии. Прекрасно помнившее уроки 1930-х годов советское командование в годы Афганской войны 1979-1989 годов уделяло вопросу удержания Кундуза самое пристальное внимание. В провинции и в ее административном центре были развернуты части 201-й мотострелковой Гатчинской дважды Краснознаменной дивизии (ныне ставшей основой российской 201-й военной базы в Таджикистане), усиленные вертолетными подразделениями.

После вывода частей советской 40-й армии из Афганистана и распада самого Советского Союза, Кундуз в 90-е годы XX века стал политическим центром и местом базирования вооруженных отрядов оппозиции Таджикистана, которые не только угрожали официальному Душанбе, но и воспринимались постсоветскими элитами в качестве передового отряда «нового джихада», нацеленного на всю Центральную Азию.

Лежащий на трассе, соединяющей север Афганистана с Кабулом, Кундуз в буквальном смысле слова является ключом не только к столице, но и к самому афганскому государству. Это и подтвердили события 1997 года, когда именно захват талибами Кундуза фактически закрепил за «Талибаном» власть над большей частью территории страны.

После начала проведения в 2001 году контртеррористической операции в Афганистане Международными силами содействия безопасности (ISAF) во главе с США талибский «Исламский эмират Афганистан» рухнул. Уцелевшие талибы ушли в подполье или бежали в пакистанский Вазиристан. Кундуз, соответственно, был ими брошен, то есть освобожден коалицией.

Однако, как показали дальнейшие события, это стало отнюдь не концом истории «Талибана».

Талибский ренессанс

Несмотря на все операции ISAF, а также лояльных Кабулу афганских частей и пакистанских войск, исламистское движение выжило. Более того, подпитываемое нарастающим разочарованием афганцев в политике правительств Хамида Карзая и Ашрафа Гани Ахмадзая, народным недовольством от присутствия на территории государства иностранных вооруженных сил, ростом числа талибов-салафитов, явной поддержкой со стороны «Аль-Каиды» и тайной поддержкой из Исламабада, «Талибан» во многом вернул себе ранее утраченные позиции в Афганистане.

По свидетельству командира Харуна абу Мухаммада, к 2014 году «Талибан» де-факто якобы контролировал до 70% территории этой страны. Талибы чувствовали себя полными хозяевами провинций Гильменд, Кандагар, Пактия, Урузган, Нуристан, Кунар, Бадахшан и Забул. Эпизодические антиталибские акции ISAF не были тому особой помехой.

Попутно талибы старались всячески пиарить свои действия как среди афганцев, так и в глазах мировой общественности. Например, не прекращая боевых действий против афганских правительственных войск и частей ISAF, «Талибан» неустанно упрекал и тех и других в причастности к выращиванию опийного мака. Сами же талибы публично с торговлей опиумом боролись… Что не мешало им, по данным «Би-Би-Си», в 2014-м зарабатывать до 150 млн долларов в год на поставках 90% всего опия, производимого в мире.

Очень запутанными оказались отношения между «Талибаном» и сторонниками другой исламистской группировки – «Ад-Дауля аль-Исламийя», более известной как «Исламское государство» («Талибан», «Аль-Каида» и ИГ запрещены в России решением Верховного суда). Кто-то считает талибов и игиловцев непримиримыми врагами, кто-то пишет, что движение «Талибан» фактически является афганским крылом ИГ.

Как всегда, правда где-то посередине.

Талибы и игиловцы то действовали практически вместе, то ссорились, пока в апреле 2015 года начальник полиции южной провинции Гильменд не заявил, что талибы наконец-то объявили ИГ джихад. Якобы лидер «Исламского государства» Абу Бакр Аль-Багдади оскорбил лидера «Талибана» муллу Мухаммеда Омара, назвав его «дураком» и «невежественным полководцем». И это, мол, стало катализатором окончательного раскола между группировками.

Так или иначе, с этого момента талибы «оказались в тренде», то есть как бы вошли в число официальных противников ИГ. Талибы очень надеялись тем самым не только сделать свой образ более привлекательным в глазах СМИ, но и, чем черт не шутит, получить какие-то преференции от других противников ИГ. Может быть, даже от США. При этом талибы не прекращали при каждом удобном случае стрелять в американских солдат в Афганистане, как не прекращали и переговоров о мире с официальным правительством Афганистана.

Парадоксальность этой ситуации не должна нас удивлять. Фраза приснопамятного товарища Сухова из «Белого солнца пустыни» всем хорошо известна.

Кундуз в прицеле

Однако ожиданиям талибов не суждено было сбыться: особых выгод от объявленного «Исламскому государству» джихада они не получили. Тогда «Талибан» стал искать другой способ как увеличения своей популярности в Афганистане, так и получения нового оружия, а также денег.

Способ был быстро найден. Им должно было стать громкое дело. Что-нибудь такое, чего «Талибану» за последние 14 лет ни разу не удавалось. Очередной теракт с участием смертника или еще один сбитый американский вертолет тут не годились. Требовалось нечто большее…

Вот тут-то в поле зрения талибов и попал наш старый знакомый – Кундуз.

Вообще-то, когда НАТО в декабре прошлого года официально завершил свою военную миссию в Афганистане и вывел большую часть войск из страны, талибы уже пытались попробовать Кундуз на зуб. В ходе апрельских столкновений с правительственными войсками занять город «Талибану» не удалось. «Подбадриваемые» американскими авианалетами, талибы в мае оттянулись вглубь провинции, оставив город в оперативном окружении. Это имело два важных последствия.

Во-первых, талибы убедились, что их попытка захватить город даже при условии господства в воздухе американских ВВС отнюдь не обречена на неудачу. Если действовать внезапно и крупными силами, взять город можно. Удержать его не удастся, нет – однако захватить вполне по силам.

Ну а во-вторых, командование правительственных афганских войск и администрация Кундуза почили на лаврах, заранее решив, что центру провинции больше ничего не угрожает.

Очень быстро разведка талибов выяснила это самое «во-вторых». Что, в свою очередь, вместе с нашим «во-первых» дало, судя по всему, исходный толчок к разработке операции, свидетелями исполнения которой мы стали на этой неделе.

Захватить в 2015 году административный центр провинции, бывший когда-то оплотом сил афганского президента Бархануддина Раббани, в 1997-м занятый талибами, а позже вместе с властью над страной утраченный, было бы для «Талибана» не только сильным политическим ходом, но и глубоко символическим поступком. Подчеркнем еще раз: именно захватить административный центр провинции, но не удержать.

И вот после необходимой подготовки на рассвете 28 сентября 2015 года «Талибан» пошел на штурм Кундуза.

«Талибан» атакует

Момент для нападения был выбран исключительно удачный. Значительной части местной администрации, равно как и командования расквартированных близ города правительственных частей просто не оказалось на месте. Три сотни хорошо вооруженных талибов и их союзников из Пакистана сумели незаметно собраться в западном, северном и восточном предместьях Кундуза. С первыми лучами солнца штурмовые группы начали прорыв к центру города. Блокпосты с немногочисленными и дезорганизованными защитниками были просто сметены огнем, после чего уцелевшие солдаты бросились в беспорядочное бегство.

Когда в Кабуле стало известно, что происходит, талибы уже захватили половину города вместе с крепостью Бала-Хиссар, зданием полиции и тюрьмой. Причем из последней немедленно были освобождены 602 заключенных, в том числе и члены «Талибана».

Реакция правительственных войск на операцию талибов оказалась очень замедленной. Кроме других объективных причин, тут сыграли свою роль и отвлекающие атаки, проведенные «Талибаном» в тот же понедельник в соседних с городом Кундуз уездах Шар-Дара и Арчи. Только с наступлением ночи в сторону Кундуза стали выдвигаться армейские подкрепления.

Взятие Кундуза как пиар-акция

К этому моменту талибы перебросили туда еще пару сотен бойцов, взяли под контроль весь город, заминировали подъезды к нему и начали опустошать захваченные военные склады, вывозя оружие и боеприпасы на захваченных же автомобилях. Над самыми высокими точками города в небо взмыли флаги «Талибана».

Впрочем, этого талибам показалось мало. Пока одна часть воинствующих поборников шариата занялась в городе грабежами и мародерством, скромно именуемыми «сбором трофеев», другая часть, движимая азартом, попыталась под покровом темноты захватить местный военный аэродром. Атака почти завершилась успехом: талибы заняли до 80% территории аэродрома… Но тут разверзлись небеса, и на помощь агонизирующей обороне афганских войск примчались американские ВВС. Совместными усилиями афганцев и янки аэродром удалось удержать, что, в свою очередь, дало возможность американцам начать быструю переброску подкреплений вертолетами.

Всем спасибо, все свободны

29 сентября ситуация со стороны выглядела довольно странно. Распишем, чем занималась каждая из сторон.

Итак, талибы после провала захвата аэродрома начали постепенный вывод своих сил из города, справедливо считая, что поставленная задача «сделать красивую картинку» выполнена, и незачем дальше нести серьезные потери.

В то же самое время командование афганской армии пыталось как-то восстановить боеспособность своих частей под Кундузом, не забывая от всех упреков в бездействии отмахиваться тезисом «Мы любой ценой избегаем крупных потерь среди гражданского населения города».

ВВС США оперировали тем же самым тезисом, что, впрочем, не помешало американским самолетам с самого утра приступить к бомбежке окраин Кундуза, особо преуспев в уничтожении электро- и водоснабжение города.

Пока с одной стороны «Талибан» из Кундуза уходил, с другой, со стороны аэродрома, медленно подползали армейские части афганцев и спецназ МВД.

Взятие Кундуза как пиар-акция

В это самое время в Кабуле рвал и метал президент Ашраф Гани Ахмадзай, узнавший, что предварительный ущерб от «падения Кундуза» оценивается в 1 млрд долларов. В парламенте Афганистана всерьез потребовали смертной казни для офицеров армии и сил безопасности, по чьей вине талибы вошли в Кундуз.

В ответ на это вышеупомянутые офицеры ответили, что ничего поделать не могли: дескать, операцию по захвату Кундуза планировал не какой-то там «Талибан», а профи из спецслужб Пакистана. В нападении же на город вместе с талибами участвовали-де и многочисленные силы… «Исламского государства»! Откуда все эти данные стали известны афганским офицерам, последние не потрудились объяснить.

Забавно, что 28-го, в день падения Кундуза, премьер-министр Афганистана Абдулла Абдулла прервал было свой визит в США и срочно заторопился на родину. Но потом так же спешно передумал и решил чуть-чуть задержаться, чтобы не пропустить свою речь на 70-й Генассамблее ООН.

В Вашингтоне тем временем журналисты уже готовили список язвительных вопросов для Барака Обамы, частенько говорившего, что цели Штатов в Афганистане достигнуты и американское военное присутствие там неуклонно сокращается.

В Таджикистане к границе были выдвинуты дополнительные войсковые подразделения. Просто так. На всякий случай.

Между тем мировые СМИ пытались перещеголять друг друга в оценке событий в Кундузе: «Решающая победа талибов!», «Афганистан на пороге новой катастрофы!», «Талибан» берет реванш!» и, как апофеоз, «Кундуз – все висит на волоске!» С учетом реальной численности сил талибов, участвовавших в захвате города, подобный пафос может вызвать только удивление…

Впрочем, лидеры «Талибана» должны были остаться удовлетворенными достигнутым эффектом, пусть и не до конца. Им серьезно смазало картинку выступление в ООН президента РФ Владимира Путина, заслонившее для мировых масс-медиа «какой-то там» Кундуз.

…А события шли своим чередом. Под вечер 29 сентября Кабул объявил, что правительственные части успешно отбили у талибов в Кундузе тюрьму и полицейское управление. Этим он вызвал немалое удивление у еще остававшихся в городе талибов, точно знавших, что дальше предместий армейцы не продвинулись.

30 сентября авиаудары по Кундузу были усилены, после чего в город наконец-то ворвался батальон афганской национальной гвардии. Арьергард талибов еще какое-то время поиграл с нацгвардейцами в прятки среди городской застройки, а потом сбежал. Тем не менее выстрелы в городе продолжали греметь до четверга.

Пока члены правительства Афганистана в духе громких газетных заголовков говорили о провале победного марша талибов на Кабул, директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар честно объявил, что талибы, скорее всего, и не планировали долго удерживать Кундуз, а захват города – это всего лишь демонстрация силы и серьезности намерений движения, все еще претендующего на власть в стране.

1 октября контроль правительственных войск над Кундузом был восстановлен. Электроснабжение и водоподачу на утро четверга реанимировать, правда, не удалось. Больницы города оказались забиты гражданскими, пострадавшими в городских перестрелках и при бомбежках «освободителями».

У победы тысяча отцов

Вот так все просто. Был город. Пришли талибы и взяли его себе на потеху. А через три дня спокойно ушли, дав возможность уже местным властям рапортовать о победе. Интересная жизнь у людей в освобожденном Афгане!

Победу в «битве при Кундузе» противники еще долго будут рвать на части.

Представители ВВС США на том основании, что талибы не стали до последнего удерживать город, сделали вывод, что талибы потерпели поражение.

Умолчав о собственных потерях, Кабул объявил, что в боях за Кундуз было ликвидировано 150-200 боевиков. Что, конечно же, свидетельствует о выдающейся виктории правительственных войск над «Талибаном».

Растворившиеся в глубинке провинции талибы тоже не торопятся оглашать количество своих погибших, однако настаивают на «сотнях» убитых и раненых среди афганских армейцев. Разумеется, захват Кундуза объявляется ими блистательным успехом именно их движения.

Возложив ответственность за гибель гражданских лиц на Кабул, талибы обещают «вот-вот» опубликовать списки обширных трофеев и грозятся в следующий раз захватить целую провинцию. Сбудутся ли эти угрозы? На наш взгляд – вряд ли.

Впрочем, не будем загадывать. История любит неожиданные повороты. На данный момент можно быть уверенным только в одном. Поскольку кардинально никаких изменений в афганских реалиях не произошло, Вашингтону и Кабулу предстоит развязать еще много «кундузских узелков»…

Источник: warfiles.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий