Официальная позиция по этому вопросу: при Сталине полстраны сидело – полстраны охраняло, а жертвами были все, кроме Политбюро.
Поэтому нужна срочная и масштабная десталинизация сознания через покаяние всей страной. Не мытьем, так катаньем режим к этому ведет. Вода камень точит, как говорится, и с начала нулевых, после паузы 90-х, когда всем было не до того, нам точат этим мозг и с каждым годом тема эта всё обостряется и усиливается, не отвлекаясь даже на украинский и масштабный экономический кризис в стране.
Так кто является выгодополучателем и жертвой обоих процессов? Сперва обозначим термины. Что такое сталинизм? Это ряд практических мероприятий по неотложной (форсированной) индустриализации страны и общества в целом. Замена лаптей на машины. Лаптизм на фордизм. Замена лошадки с сохой на трактора и комбайны. Замена невежества и слепой веры на просвещение. Знахарства на современную медицину. То есть произошла смена доиндустриального уклада общества на индустриальный.
Форсированность и неотложность задач повлекла за собой неизбежные жертвы. Сколько их было? За временной период 1918 по 1958 годы на территории СССР жило около 400 миллионов человек. Земсков определяет количество репрессированных (высланные “кулаки”, переселенных народы, осужденные по статье 58, пострадавшие по религиозным мотивам, казаки и т.д.) за все годы в 10 миллионов. То есть 2,5% населения СССР подверглось репрессиям. Это жертвы, хотя часть из них, таких, как дети семей раскулаченных и депортированных одновременно будут и выгодополучателями, так как они, как и все, пользовались выгодами от смены доиндустриального уклада на индустриальный.
Что это за выгоды? Масштабное и всеобщее бесплатное образование. Масштабная и всеобщая медицина. Перемена статуса с крестьянина на горожанина. Социальные лифты и беспрецедентная возможность стать кем угодно: инженером, военным, ученым, министром и пр. Результаты этого коснулись каждого и были грандиозны: смертность населения снизилась за 30 лет в разы: с 31 промилле до 8. Увеличилась продолжительность жизни в два раза с 32-33 лет до 65. Т.е. выгодополучателем стало буквально все советское общество за исключением 2,5% жертв.
Кто же выгодополучатель процесса десталинизации? В первую очередь, что такое десталинизация/десоветизация? Это смена общественного строя с социализма на капитализм. Сколько бенифициаров этого процесса? Полагаю, что ничтожные доли процента, получившие в свою частную собственность всю некогда общественную советскую собственность, т.е. сотни тысяч промышленных предприятий, построенных с 1917 по 1991 годы. Получившие уникальную возможность извлекать выгоду из эксплуатации природных богатств и земных недр. Число эти бенефициаров абсолютно ничтожно и оценивается на всю страну несколькими сотнями человек.
А кто жертвы этого процесса? Это все мы. Это нас лишили нашей собственности, добытой потом и кровью за 70 предшествующих лет. Лишили права на достойный и высокооплачиваемый труд. Сделали заложниками собственников предприятий, имеющим возможность безнаказанно сократить или уволить кого угодно и когда угодно. Кроме собственности, нас лишили всеобщего и бесплатного образования и медицины.
Что-то оставили для проформы, и это оставшеся является технически и морально отсталым. А лучшее качество или доступ к современной медицине и образованию – только через немалые деньги. Зачастую огромные, когда их нужно собирать всем миром.
В итоге имеем: сталинизация – это 97,5% выгодополучателей против 2,5% жертв, а десталинизация дает практически 100% жертв и ничтожное число выгодополучателей в лице российкого олигархата и правящего режима, защищающего их интересы и затеявших всю эту только им нужную возню вокруг имени Сталина и советского прошлого.
Про дефицит
Часто в дискуссиях о советском прошлом упоминают в качестве главного недостатка того времени такое явление как дефицит продуктов и товаров. Дефицит пронизывал буквально все сферы советского общества. Отрицать данный факт – значит лгать самому себе, Попробую разобраться в сути этого явления и как его удалось победить. А может, не удалось?
Для начала разберемся с определением этого явления.
Итак, товарный дефицит (от лат. dēficit «не хватает, недостаёт») — недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег.
Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.
Суть следующая, что деньги в советском обществе были, а товара по данной цене не хватало. Не хватало, как правило, именно по государственной цене в системе госторговли. На рынках, по рыночной цене аналогичный товар, как правило, дефицитом не был. Например, то же мясо на рынках купить проблему не составляло. Только стоило оно в 2-3 раза дороже, чем в системе госторговли.
Так что же произошло дальше, как удалось победить дефицит? Для этого нужно вспомнить, что случилось в 1992 году. В 1992 году произошла так называемая либерализация цен в системе торговли. Государство перестало устанавливать твердые цены на товары и продукты, вследствие чего инфляция за 1992 год составила 2600%. Т.е. денежная масса обесценилась в 26 раз, а это привело автоматическому обеднению подавляющего большинства граждан России и к “уравновешиванию спроса и предложения”. С точки зрения экономистов либерального толка все стало замечательно, как по учебнику (или по целым двум), но что случилось с потреблением граждан? А вот что: если в 1991 г. потребление мяса и мясопродуктов на душу населения составляло 69 кг, то в 1992 г. – 60, 1994 г. – 57, в 1995 г. – 55, 1996 г. – 51, 1997 г. – 50, 1998 г. – 48. По молоку и молочным продуктам этот ряд выглядит так: 347, 281, 278, 253, 232, 229, 221 кг.; по яйцам: 288, 263, 236, 214, 207, 210, 218 шт.; по овощам и бахчевым культурам: 86, 77, 68, 76, 75, 79, 78 кг. Потребление рыбы сократилось с 20,3 в 1990 г. до 8 кг в 2001 г. Увеличилось лишь потребление «хлеба голодных» — картофеля.
Таким образом, вследствие либерализации произошла замена товарного дефицита денежным. А при нехватке денег – какой смысл идти в магазин за мясом и молоком? И граждане России просто затянули пояса. Таким образом, дефицит советского типа был побежден и очереди в магазинах практически исчезли. Правда, появились совсем другие очереди – очереди на кладбища, т.к. смертность среди россиян подскочила с 1,6 млн. чел. в год до 2,3 млн. чел. в год, но ведь самое главное, чтобы на прилавках было 100 сортов колбасы…
Источник: rkrp-rpk.ru