А между тем конфликт постепенно переходит в хроническую стадию, наподобие Приднестровья и Карабаха
Мудрено ли перехитрить историю? Во всяком случае, попытаться можно.
Станет ли в итоге стык сентября и октября 2015-го действительно точкой окончания войны Киева с Донбассом, покажет время.
Но заявление об этом, как о вероятно свершившемся факте уже есть. По мнению главы Народного совета ДНР Дениса Пушилина войну де-факто можно считать законченной с момента подписания главами провозглашенных республик договора о взаимном отводе вооружений от линии соприкосновения.
Созданная при этом «буферная зона» шириной в 30 километров сделает удары технически попросту невозможными.
Сдержанный оптимизм выразил и президент России Владимир Путин. Конец или не конец самой войны – не сглазить бы, но сам факт прекращения обстрелов нужно, скрестив пальцы, всячески приветствовать.
«Будем рассчитывать на то, что диалог между непризнанными республиками и киевскими властями все-таки будет позитивным, и будут исполняться главные условия для достижения компромисса», – заявил российский лидер, напомнив походя о необходимости прямого диалога сторон.
Впрочем, на грядущей в ближайшую пятницу «нормандской» встрече ее участникам все же будет о чем поговорить. Все бы хорошо – и оформленные договоренности, и готовность их выполнять. Проблема лишь в том, что готовность эта пока что не взаимная.
Выступление Петра Порошенко с трибуны ООН и «перфоманс» его делегации с флагом показали, что нынешняя украинская власть, как минимум, не осознает всей серьезности незавидного для себя положения и не спешит закрывать вопрос «возвращения» отколовшихся территорий. Пусть вся эта история уже порядком утомила мировой истеблишмент, но принцип – это такое дело…
На этом фоне уверенность Дениса Пушилина и осторожный оптимизм Владимира Путина могут показаться безумием. Но быть может и стоит этим жестом показать лишний раз иным скептикам, сколь же велико такое простое и понятное желание жителей Донбасса жить без ежеминутного ожидания смерти?
В беседе с обозревателем KM.RU политолог, директор Центра гуманитарных исследований РИСИ Михаил Смолин отметил, что угасание конфликта на Донбассе можно уже при любом раскладе считать установившимся трендом:
– По факту, на сегодняшний момент можно уверенно фиксировать прекращение боевых действий вообще и активных перестрелок в частности, которые имели место на Донбассе на протяжении предыдущих месяцев.
В то же время пусть и в вялотекущем формате, но все же идет и какой-то переговорный процесс. Он пока еще не привел к исполнению в полном объеме «минских договоренностей», но все же некоторым образом позволяет так или иначе налаживать мирную жизнь на юго-востоке Украины.
Там потихоньку складываются административные структуры на востоке Украины, люди начинают как-то более менее возвращаться к обычной жизни, складываются какие-то общественные силы на востоке Украины, в том числе укрепляются и силы правопорядка.
В то же время Киев все менее надеется на то, что сможет как-то силовым методом решить вопрос с силовым присоединением востока Украины. Иначе говоря, по факту, самопровозглашенные территории на востоке Украины все более уверенно обретают свою самостоятельность.
Безусловно, имеет место и обычная усталость Киева, этот фактор работает там в полную силу. Сама экономическая ситуация на Украине не позволяет ей сейчас наращивать свою военную мощь. С другой стороны, заметна и тенденция общего снижения мирового интереса к ситуации на Украине, в том числе со стороны Соединенных Штатов.
В то же время Российская Федерация ведет активную внешнюю политику, центр тяжести мирового общественного мнения постепенно акцентируется на Сирии, что также играет скорее на руку правительству и простому населению на юго-востоке. То есть нынешний конфликт на Украине постепенно переходит в хроническую стадию, наподобие приднестровского или карабахского.
Конечно, это катастрофично для нынешней киевской власти, но для стабилизации жизни в ДНР и ЛНР – то, что нужно.
Виктор Мартынюк
Источник: km.ru