Утро начинается с новостей… Проснулся, встал, умылся, сел за стол, глотаешь завтрак, зрение и слух — в телевизор… Как там?.. На карабахском фронте… На Украине… В Греции… В Сирии… И самая горячая тема — миграция в Европу… Привычка… Раньше с утра до работы бежали к киоскам, чтобы успеть, пока свежие газеты не раскупили… А там очередь уже выстроилась… И ведь раскупали, сметали за какие-то минуты… И это при тех тиражах — сто, двести тысяч… Сейчас тиражи значительно ниже… Зато цены выше… И желающих почерпнуть из газет информацию меньше… Как-никак почти у всех дома и телевизоры, и компьютеры, новости узнаешь более оперативно…
Заметили, как много многоточий понаставлено? Это я Луи-Фердинанда Селина читаю, у него стиль позаимствовал. Классик французской и мировой литературы, к сожалению, мало знакомый у нас. Трудный автор, нелегкое чтение, но если вы осилили Пруста, Джойса, Фолкнера — это ваш писатель. И вдруг: “вас пугают нашествием азиатов, брахманов, бокудос… е-мое! уверяю вас, скоро в Европе останутся одни азиаты! завтра их станет еще больше!.. голод и воспроизведение!.. будущее за узкоглазыми!.. у них крепкие религиозные традиции!”.
Написано это в 1957 году. Как в воду глядел. Разве только он? “С Юга в качестве крестьян напирают каталонцы и итальянцы, поляки и негры повсюду проникают даже в средний слой… Лишь эти переселенцы, составляющие более чем десятую часть населения, своей плодовитостью поддерживают число “французов” примерно на одном уровне. Но истинные французы в ближайшее время больше не будут хозяевами во Франции”. А это уже предсказывал сто лет тому назад немецкий историк и философ Освальд Шпенглер во втором томе своей знаменитой книги “Закат Европы”.
Можно и еще цитаты привести… Так что книжки иногда тоже полезно листать, чтобы понять, то, что происходит сегодня, уходит корнями в далекое прошлое и является лишь частью глобальных процессов массового переселения народов, смешения культур и формирования этногенеза государств. Нынешние события в Европе отзовутся серьезными культурными, экономическими, криминальными и религиозными проблемами уже в ближайшем будущем. Пока же упор делается на политическую составляющую, на сохранение образа Европы как гаранта стабильности, лояльности и гуманизма на фоне неспокойного Востока. Эйфория человеколюбия очень скоро сменится отрезвлением. Столкновение с реальностью уже сейчас раскололо Евросоюз, рассорило между собой ряд стран.
Проверка на гуманность, гипотетическая вероятность создания “рая для всех беженцев” утопичны. Кого-то отправят назад. Для остальных начнется процесс внедрения в новое общество. Это происходит сначала на уровне формирования диаспор, затем — ассимиляция в общественную жизнь, а в итоге — постепенное замещение титульного этноса.
В одном из последних номеров российской “Литературной газеты” опубликован грустный репортаж Ольги Брондасье “Стоит ли Париж мессы?”. В ее восприятии столица Франции — уже город как бы полуфранцузский: “Скажем, утром в метро белых на весь битком заполненный вагон — человек пять, не более. Думаешь: может ты в Африке? А там есть метро?”. Поглощение происходит, как ни странно, с согласия и при попустительстве поглощаемого. В Германии устраивают детей мигрантов в школы, при этом настоятельно рекомендуют своим девочкам-немкам не надевать мини-юбки, чтобы не травмировать девочек-мусульманок. Завтра могут потребовать и хиджабы носить.
Но вернемся на родную землю. Население Армении было многие десятилетия почти однородным. Представители иных национальностей составляли не столь большой процент, да и ощущали они себя почти армянами. Помните Игоря Новикова? “Я русский сын армянского народа!”. Но и у нас происходили и происходят довольно бурные миграционные процессы как в одну, так и в другую сторону. По разным причинам. Если из страны отмечается, в основном, трудовая миграция, из других стран к нам бегут от войны. Есть и внутренняя миграция — села пустеют, крестьяне стремятся в города в поисках работы, и это меняет соотношение городского и сельского населения, что беспокоит.
Армения приняла десятки тысяч беженцев из Азербайджана, Сирии и даже, за последний год — с Украины. В основном, это армяне. И понятно, что языкового, религиозного, социального разногласия быть не может. Другое дело, что не все приняли реалии нашей жизни, в результате чего часть из них покинула страну в поисках лучшей доли. Население не смущает присутствие граждан иного вероисповедования, поскольку они составляют незначительный процент. Это студенты из разных стран, обучающиеся в Армении, бизнесмены и туристы из Ирана. Ереванцы спокойно проходят мимо женщин в парандже. С другой стороны, мигранты из Армении, едущие в основном в Россию, не испытывают особых языковых проблем, легко уживаются там, пополняя ряды диаспоры.
Известная фраза “Хорошо там, где нас нет” была и остается путеводной звездой для многих переселенцев из одной страны в другую. Кто-то находит свое счастье, кто-то теряет. Ясно одно, европейский “социальный рай” не сможет принять и дать достойную жизнь всем, кого сегодня пытается вместить. Миграцию порождают войны, а похоже, что кому-то очень выгодно их продолжать. И потому для беженцев скорбные тропы надежды не скоро зарастут травой.
Павел Джангиров
Источник: express.am