Сравнение между любыми войнами носит искусственный характер. Каждая война уникальна, особенно масштабная и затяжная. Как и несчастье в отдельно взятой семье, согласно чеканной формулировке Л. Н. Толстого. Лев Николаевич был в свое время боевым артиллерийским офицером. Он знал толк в несчастиях войны и в желанности мира. Написал известнейший роман и прекрасные рассказы на эту тему.
Кровавая летопись войны в Сирии продолжается пятый год и уже превысила длительность Великой Отечественной войны.
Война в Сирии принесла сопоставимые с ВОВ разрушения и побила все мыслимые рекорды ожесточения.
Война в Сирии сопровождается меньшим количеством жертв, но большим количеством беженцев. Если в реалиях XXI века допустима формулировка «небольшие жертвы» применительно к 250.000 погибших. Если помнить о миллионах раненых, искалеченных, осиротевших. Если осознать уровень сирийской миграции – с обжитых мест сорвано свыше половины довоенного населения. 11.5 миллионов из 20. Во время дикой резни в Камбодже (1976-1979) и Руанде (1994) не отмечалось столь массового исхода несчастных людей.
Война в Сирии стала полигоном для окончательно вышедшего из-под контроля эксперимента «арабской весны». Она обрекла некогда благополучную, скромную и светскую Сирию на появление ИГИЛ. На массовые казни и средневековые каноны, на работорговлю и уничижение женщин, на изъятие человеческих органов и сокровищ древних цивилизаций. На ареал притяжения джихадистов всего мира, земля им стекловатой.
Война в Сирии, при всей вовлеченности иноземных стран и организаций – гражданская. Она раскалывает страну, дробит ее на враждующие осколки и анклавы. Шипастым катком разрывает родственные и дружеские связи. Победитель в гражданской войне не получает репараций и контрибуций. Всё взорванное, сожженное, разгромленное, утраченное придется восстанавливать годами, а скорее – десятилетиями. Если будет шанс на восстановление.
Причудливое сплетение геополитических интересов мировых и региональных держав, национально-религиозный антагонизм, массовый исход населения, фактический крах экономики, невиданная жестокость боев, личностные мотивы их участников почти уничтожили Сирию.
Как писал Р. Рождественский о Той Войне: «Остается надежда на это почти».
После завершения юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, после переговоров между президентами России и США в судьбе Сирии появилась эта надежда, этот шанс, этот проблеск вероятности окончания кровавой вакханалии и бесконечного хаоса.
Между Россией и США констатирована схожесть подходов касательно конфликта в ближневосточной стране и методов разрешения данного конфликта. Схожесть позиций озвучена главой российского МИДа и руководителем Государственного департамента США. Ее подчеркнули В. В. Путин и Б. Обама, пусть и без созыва совместной пресс-конференции.
Вашингтон согласился снять с политической повестки дня требование о незамедлительной отставке Б. Асада с поста сирийского президента. На некий «переходный период», который невозможен без восстановления законности и порядка. Если не во всей Сирии, но на большей части страны с оставшимся населением и после завершения войны.
Москва отметила, что послевоенную власть правомочны избирать лишь сами сирийцы, но не весьма уважаемые лидеры весьма демократичных стран. В Афганистане весной прошлого года уже были организованы донельзя качественные выборы президента – да так, что результаты голосования провозгласили из Вашингтона аж осенью. Без таких скучных формальностей, как протоколы избирательных комиссий, подсчет голосов и т.п. Министерство обороны РФ и Пентагон установили прямой и постоянный контакт с целью избежать любых вооруженных инцидентов в сирийском небе и на земле.
Несколькими днями раньше аналогичные коммуникации осуществлены между Москвой и Тель-Авивом, в том числе с договоренностью об обмене разведывательными данными.
Турция совершила диаметральный внешнеполитический разворот и согласна на восстановление сирийского статус-кво образца 2011 года. Делая упор на отсутствие курдской государственности в 2011 году.
Руководство Ирака и Ирана приветствовало российское участие в спасении Сирии, Багдад и Тегеран станут видным участниками подлинной коалиции против халифата.
Власти США остановили прием рекрутов в борцы с ИГИЛ на территории Турции и Иордании. Оставшиеся 200 человек продолжают (поиск желающих недорого купить американские внедорожники и винтовки) тренировки. Разгромить армию халифата в 40-50 тысяч человек непросто. Особенно двум сотням алчных на поживу маркитантов.
Совет Федерации РФ единогласно поддержал инициативу Президента В. В. Путина об использовании вооруженных сил России за пределами страны. Речь идет о санкции на военно-воздушную операцию в Сирии, согласно официальной просьбе законно избранных властей страны.
Применение российских войск в Сирии исключает контактные формы боя с отрядами халифата и со всеми прочими участниками многосторонней войны. Весь личный состав российской миссии комплектуется офицерами и военнослужащими контрактной службы на строго добровольной основе.
Комментарии американских властей на военно-воздушную операцию РФ в Сирии свелись к пересказу факта переговоров между лидерами двух стран и наличию общих интересов по борьбе с терроризмом вообще и с радикальными головорезами халифата в частности.
При всем возмущении Эр-Рияда ролью России в сохранении Б. Асада у власти состоялась покупка сразу 950 бронетранспортеров БМП-3 у РФ. Медийное недовольство и оборонное строительство сосуществуют параллельно. Примерно как официальные цели американской борьбы с ИГИЛ и реальные объекты халифата в сирийско-иракской местности.
На удивление сдержана реакция и на предложение России ограничить западную активность в сирийском небе. Во-первых, потому что эта активность незаконна, Дамаск не просил НАТО о бомбовых налетах. Пусть и на противников действующей власти и всего сирийского народа. Во-вторых, эффективность западных бомбардировок за целый год ничтожна. Ее прекрасно характеризует свежий эпизод с рейдом французских Rafale. Три современнейших самолета выпустили несколько ракет по боевикам, в том числе КР Storm Shadow стоимостью около 1.5 млн. $ за штуку. В результате уничтожен один… экскаватор! Боеспособности джихадистов нанесен тяжелейший урон, будут копать другим экскаватором…
К военно-воздушной операции России против ИГИЛ привлечены:
– новейшие истребители-бомбардировщики Су-34 с радиусом полетов до 1.100 км и боевой нагрузкой 8 тонн. Ассортимент вооружения Су-34 требует отдельной и объемной статьи;
– тяжелые многоцелевые истребители Су-30 с различными комбинациями высокоточного оружия;
– штурмовики Су-25 «Грач», самолеты непосредственной поддержки войск при удаленности от аэродрома базирования 500-700 км и с боевой нагрузкой до 4.5 тонн. Способны к прицельному бомбометанию в любое время суток, при любой погоде, в местности самого сложного рельефа;
– фронтовые всепогодные бомбардировщики Су-24 с дальностью действия 560 км и большим разнообразием ракетно-бомбовой «начинки» общим весом до 7.5 тонн;
– ударные вертолеты Ми-24 и Ми-28, самолеты радиоэлектронной разведки и подавления, транспортные лайнеры Ил-76 и Ан-124.
Из всего перечисленного сирийские ВВС обладают лишь небольшим количеством Су-24, приобретенных более 20 лет назад. Самолеты не модернизировались и во внутреннем конфликте применяются ограниченно. Исторически комплектация ВВС Сирии имела истребительный уклон для противодействия налетам израильской авиации. Угроза самому существованию страны оказалась иной.
В ближайшее время вероятно наступление сирийской армии на позиции ИГИЛ при активной военно-воздушной поддержке ВВС РФ. Найдется применение уже зафиксированным в прибрежной Латакии танкам, бронемашинам, артиллерийским орудиям и ТОС «Солнцепёк» под управлением сирийских экипажей. Халифату без союзников, без ПВО, без сплошного фронта и с растянутыми коммуникациями придется тяжко. Одно дело декларировать самопожертвование и пользоваться разногласиями среди врагов, торговать и убивать одновременно. Другое дело столкнуться с превосходящими силами мотивированного и профессионального противника, действующего в рамках международного права и сражающегося за свою страну.
К боевым действиям против халифата необходимо привлечь максимально широкую наземную коалицию – курдские отряды, шиитское ополчение, бойцов ливанской «Хезболлы», светскую оппозицию в рамках программы национального примирения. Возможно участие в сражениях иранских регулярных войск и подразделений КСИР. На пустынных просторах северной и центральной Сирии имеются хорошие шансы переломить военную ситуацию в сторону долгожданного мира. Уже в текущем, 2015 году. К сожалению, не только путем переговоров, но и военным образом. Как вести переговоры с палачами, что противопоставить их окровавленным мечам? Силу ломит сила. Важно не распылить ее напрасно, направить в критически уязвимые для халифата болевые точки.
Сирийцам очень нужна победа над войной.
Одна на всех, уж за ценой они не постояли.
И заслужили право самостоятельно определять будущее собственной страны – политическое и любое прочее.
Как говорилось в последний год Великой Отечественной войны: «Раздави гадину в ее логове!». Так уж сложилась судьба Ближнего Востока, что логовом ИГИЛ стали Сирия и Ирак. Террористические метастазы уже активны в Ливии, Йемене, Афганистане, других странах дальнего зарубежья. Халифат необходимо раздавить там, чтобы он не пришел к нам.
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru