Парадная форма – история развития Jeep

By admin Oct 1, 2015

Ставшее популярным выражение “фермер во фраке”, обозначающее легковой автомобиль повышенной проходимости и, вместе с тем, комфортабельный, не утилитарный, родилось, на удивление, в Британии, а не в США. Случилось это поздно — в семидесятом году, что странно вдвойне: на двадцать лет раньше американская компания Willys (та самая, легендарная, автомобили которой стали самой популярной “штабной” машиной союзников по антигитлеровской коалиции времен Второй мировой войны) выпустила на рынок гражданскую модель, Willys Jeepster VJ-2. От “военного” варианта “Джипстер” отличался разительно: хром “по кругу”, выкрашенные в цвет кузова подножки, белые, по моде времени, покрышки, радиоприемник… А иная форма тента превращала “Джипстер” в элегантную двухдверку, красотой и шармом не уступавшую другим кабриолетам. Вот только если обычные открытые машины съезжать с асфальта не могли, то примеривший парадную форму Виллис — запросто. Он даже преподносился как автомобиль для пляжного отдыха. Что, кстати, по праву делает его не только первым в мире “фермером во фраке” (что бы по этому поводу ни думали англичане, давшие такое прозвище собственному Рейндж Роверу), но и первым в мире SUV — Sport Utility Vehicle, автомобилем для активного отдыха. Впрочем, возможно, бывшему военному, одевшемуся как на парад, было бы и не с руки величаться фермером. Этот солдат встал особняком, подарив миру не требующее пояснений слово джип.

Люкс как он есть на самом деле

И снова странная вещь: британцы уверяют, что их Рейндж Ровер — первый в мире “лакшери 4х4”, тогда как в действительности первым стал “Джип Вагонир”, появившийся на добрых семь лет раньше английского “коллеги”. Именно “Вагонир” первым в мире обзавелся “продвинутой” системой полного привода с автоматической коробкой передач — ныне вещь обыденная, но в начале шестидесятых годов неслыханная. Задолго до англичан в американской компании задумались о таких вещах, как улучшенная отделка салона, богатство комплектаций, комфорт в движении как по дорогам общего пользования, так и вообще без них. Именно “Вагонир” стал первым в мире полноразмерным внедорожником класса люкс, от него следует отсчитывать историю всех без исключения машин такого рода. Ведь это тогда выражение “купить jeep” стало нарицательным: обзавестись им означало выделиться из толпы тех самых фермеров, на которых только через семь лет по другую сторону Атлантики тоже решили напялить фрак. К тому времени, когда английский “фермер” только-только примерял одежду аристократа, американский потомок бравого солдата уже вовсю красовался в ней.

Наследники

“Вагонир” оказался настолько удачной моделью, что просто не мог остаться без наследников. Самыми известными из них являются “Чероки” и “Гранд Чероки” разных поколений и как бы представляющие две ветви развития одной семьи. “Чероки” стал попроще, “пошел в народ”, а “Гранд Чероки” продолжил идею люксового внедорожника. В 1987 году к этой парочке присоединился “Рэнглер” — наследник не столько “Вагонира”, сколько самой первой гражданской машины компании, легендарного “Джипстера”. Таким образом к братьям добавился и кузен. Вся троица оказалась настолько популярной, что ныне невозможно представить Америку без них.

Современность

Современный “Джип” — это пять моделей и множество их модификаций, способных удовлетворить человека с любыми потребностями и амбициями. Среди них — по-прежнему роскошный “Гранд Чероки”, его , как и раньше, чуточку “народный” брат, “Компасс”, “Рэнглер” и новинка компании, компактный Джип Renegade, ориентированный в большей степени на жителей больших городов с их специфическими проблемами — пробками и недостатком парковочных мест. Но все эти модели, все модификации объединяет общий, заложенный еще в военные годы, принцип: бескомпромиссная проходимость. А также — самые передовые технические решения, без чего само название марки никогда не стало бы нарицательным.

К таким решениям относятся и системы полного привода, немыслимые на так называемых “паркетниках”, и двигатели, обеспечивающие наибольшую эффективность в любых режимах работы — движется ли автомобиль по тяжелому бездорожью или летит по шоссе, — и коробки передач, настроенные на максимально слаженную работу с силовыми агрегатами: без дерганий, без быстрого перегрева, без риска “потерять передачу” или забуксовать не на той.

На этом фоне то, что находится в салоне, перед глазами водителя и пассажиров, можно даже считать неважным: мало ли в мире машин, способных похвастаться мультимедийными системами с большими сенсорными экранами и прочей новомодной чепухой? Таких — море. Но многие ли из них способны проделывать то же, что может проделать любой “Джип”? Считаные единицы.

Однако

Бочка меда без ложки дегтя — явление почти невероятное. Есть она и здесь.

Когда-то “Виллис”, переживавший не лучшие времена, был ради технологий куплен “Кайзером” (об этой марке и помину не осталось). Тот, в свою очередь и ради всё тех же виллисовских разработок, был поглощен концерном “Америкэн Моторс”, но и он спустя каких-то восемнадцать лет после “исторической сделки” был вынужден перейти под контроль одного из членов Большой Детройтской Тройки — “Крайслера”. На собственно “джипах” все эти перемены сказывались не очень сильно, марку выделили в самостоятельное подразделение, и она, оставаясь частью корпорации, вела сравнительно привольную жизнь. Но потом, как водится, грянул гром.

Внезапно выяснилось, что “Крайслер” — на грани банкротства и что инженеры его самого прославленного подразделения за годы почивания на лаврах попросту “забронзовели”. В стремительно менявшемся мире автомобильная индустрия одной из первых оказалась затронута самой настоящей технической революцией — результатом развития компьютерных технологий. Американцы не спешили внедрять их в свои машины, тогда как злейшие конкуренты не спали. Итог — катастрофическое падение продаж. Потребители уже не хотели “просто месить грязь”. Они возмечтали о новых системах: вроде появившейся на Лэнд Ровере системы Terrain Response. Когда автомобиль сам сползает с уклона, сам определяет, что у него под колесами — гравий, глина или снег. Когда водителю не нужно проявлять чудеса сообразительности и демонстрировать недюжинные навыки вождения на бездорожье. Ничего из этого инженеры “Крайслера” вообще и “Джипа” в частности предложить не могли. История повторилась, но на этот раз в виде фарса: компанию поглотили не ради технологий, а только из-за имени.

Подлинный или подделка?

Настоящим поклонникам марки не дает покоя вопрос: что же такое — нынешний “Джип”? С прежними всё было ясно: наследники великого “Виллиса”. А эти? Кому наследуют они? Если трансмиссия “Чероки” и его старшего брата ведет родословную от Даймлера и уже успела устареть, поскольку на современные “Мерседесы” ставится иная, снова в развитии ушедшая вперед? Если Ренегейд — плоть от плоти Фиата и даже построен на платформе итальянской фирмы? Какое они имеют отношение к легендарному “Джипстеру” и совершившему прорыв “Вагониру”?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос не существует. Но не потому, что перед нами всё-таки подделка, а потому что в глобальном мире всё происходит так. Подделка ли “Роллс-Ройс” от “БМВ” или “Бентли” от “Фольксвагена”? Да и самый заклятый друг, Лэнд Ровер, что это сейчас такое, раз уж он принадлежит индийцам из “Таты”?

Каждый должен определиться с ответом сам. Не спеша. Памятуя о том, что даже в парижской Палате мер и весов, как поговаривают злые языки, и “метр” уже “не тот”, и “эталонный килограмм” тоже.

Источник: xn—-7sbah0cqahkdoee.xn--p1ai

By admin

Related Post

Leave a Reply