Саргсян официально признал то, чего хотели радикальные круги в Армении, но избегали дипломаты.
Эскалация ситуации в зоне карабахского конфликта и на армяно-азербайджанской границе вышла на новый уровень. Снайперская и диверсионная «война» между сторонами обрастает залпами артиллерии и ракет.
Впервые после заключения перемирия в 1994 году азербайджанскими ВС был взят на прицел город Ноемберян Травушкой области Армении, расположенный недалеко от армяно-азербайджанской границы.
Ракетному обстрелу с азербайджанской стороны были подвергнуты оборонительные позиции одной из воинских частей Нагорного Карабаха, расположенные на расстоянии 5 км от передовой. За несколько дней число жертв по обеим сторонам границы и лини «огня» превысило два десятка человек.
Стороны обвиняют друг друга в нарушении режима прекращения огня. Между тем напряжение растет по мере укрупнения калибра используемого вооружения. Помимо военных последствий, рост напряжения может поставить стороны перед сложным политическими испытанием.
Президент Армении Серж Саргсян уже сделал шаг в этом направлении. Он официально признал то, чего хотели радикальные круги в Армении, но избегали дипломаты. Саргсян заявил, что Нагорный Карабах является «неотъемлемой частью Армении».
Эксперты считают, что заявление Саргсяна стоит воспринимать не как адресованное Баку политическое предостережение, а как неофициальное признание статуса Нагорного Карабаха.
Так ли это и к чему может привести укрепление данной позиции в верхних эшелонах власти?
По следам радикалов
Критикуя действия Азербайджана на передовой и пообещав ответные карательные меры, президент заявил: «Когда мы говорим, что боимся войны, но не боимся воевать – это не пустые слова. Армения, а Нагорный Карабах является ее неотъемлемой частью – в числе самых военизированных территорий мира».
В целом риторика главы государства в настоящее время соответствует эскалации ситуации в зоне конфликта и укрепившимся в обществе радикальным настроениям. Это своеобразное развитие тезиса «ни пяди земли», который раньше выдвигала горстка радикалов, а на данный момент он фактически звучит из уст первых лиц государства.
Заявлению президента соответствует и жесткое предупреждение Минобороны страны о применении в будущем «ракет и артиллерии», которое фактически свидетельствует о существенном ослаблении доверия к дипломатическим методам укрепления мира в регионе.
Еще совсем недавно власти отвечали на требование оппозиционной партии «Наследие» признать статус Нагорного Карабаха отказом, потому что это резко повысит напряжение в зоне конфликта и может стать для Азербайджана «поводом войны».
Об этом два года назад заявлял президент республики на встрече с журналистами. А в 2009 году администрация президента Армении из-за резкого демарша Баку изъяла с официального сайта главы страны фото, где была запечатлена карта Армении вместе с Карабахом.
Но изменилась ситуация в зоне конфликта, изменилась и риторика. Военная логика, похоже, постепенно начинает преобладать над дипломатической, ибо в речи президента дипломатия отошла в сторону.
«Это своеобразная тенденция, что обусловлено увеличением в обществе такого рода настроений. Нынешняя политика Азербайджана не может привести к разрешению конфликта на основе уступок. В Армении растут настроения, что нужно прибегнуть к превентивным действиям», – объясняет в беседе с корреспондентом КАВПОЛИТа замдиректора Института Кавказа, военный эксперт Сергей Минасян.
Как он заметил, формулировка президента «Карабах – неотъемлемая часть Армении» не является официальном признанием статуса Нагорного Карабаха. Таким образом, пока что президент Армении направил месседж азербайджанской стороне: обострение ситуации в зоне конфликта приведет не только к военным, но и к политическим последствиям.
«То есть, мы имеем дело с политическим предупреждением», – пояснил наш собеседник.
Как считает директор Центра стратегических и национальных исследований Манвел Саркисян, заявление главы Армении необходимо рассматривать в контексте его тезиса о том, что Армения берет на себя функцию «карающего меча» для Баку.
«То есть в этом плане Армения и Карабах едины. Здесь речи нет о признании статуса Карабаха. Вопрос лишь в изменении политической риторики», – заявил КАВПОЛИТу Манвел Саркисян.
Но, на его взгляд, важно здесь не заявление президента или Минобороны, а политика и конкретные действия армянской стороны в отношении Азербайджана.
«Если эти заявления станут действиями, станут политикой, то уже можно говорить о конкретных вещах. В настоящее время мы имеем дело лишь с изменением военно-политической риторики из-за смены антуража вокруг карабахского конфликта», – сказал эксперт.
Манвел Саркисян также напомнил, что в свое время президент Серж Саргсян предупредил Баку о возможности признания независимости Карабаха Арменией в случае возобновления боевых действий.
Резюмируя, Саркисян заметил, что тенденция роста напряжения в зоне конфликта налицо, и чтобы процесс не перерос в войну, необходимы конкретные действия.
«Буквально вчера замминистра обороны Армении Давид Тоноян заявил, что в случае войны Баку будет вынужден подписать новое соглашение о перемирии, но уже на новых условиях. Это тоже предупреждение. Однако ситуация требует конкретных действий», – заключил эксперт.
Аршалуйс Мгдесян
Источник: kavpolit.com