Действующая в настоящее время модель российской экономики сложилась под воздействием жестокой необходимости преодоления периода полураспада страны, которым сопровождался произошедший в 90 – е годы прошлого века переход от плановой экономики, тоталитарного общества к абсолютной экономической свободе.
Это наложило свой отпечаток на формирование и функционирование современной экономической модели. В частности она не является собственно рыночной с точки зрения реализации принципов свободного экономического развития, но одновременно она полностью утратила уже плановые признаки. При этом эксперты отмечают безвозвратную потерю преимуществ, которые могли бы быть получены в случае осуществления плавного перехода постсоветской экономики на рыночные рельсы. Такие преимущества были, кстати, монетизированы соседним Китаем, который добился значительных экономических успехов, избежав при этом социальных потрясений свойственных смене парадигмы развития общества.
Основными факторами, которые не дают в полной степени использовать заложенный в современной экономической модели потенциал, являются сверхцентрализация управленческих функций на федеральном уровне вместе с монополизацией всех сфер деятельности.
В сфере государственного управления субъекты федерации, муниципалитеты в большой степени утратили свое влияние, поскольку лишились части полномочий и налоговых поступлений. Значительные изменения в этой связи произошли и в промышленном секторе, особенно в его высокотехнологичном сегменте. Создана модель системы управления отечественной промышленностью под условным названием «матрешка» в виде огромных государственных холдингов (госкорпораций).
Так корпорация «Ростех» (до 23 июля 2014 года – «Ростехнологии») создана на основе имущественного взноса, осуществляемого РФ в конце 2007 года. В ее состав входит свыше 700 организаций, из которых сформировано 13 холдинговых компаний. Восемь из них – в оборонно-промышленном комплексе, пять – в гражданских отраслях промышленности. Примерно в это же время появилась «Объединенная судостроительная корпорация», а также «ОАК», «ОДК» и другие госкорпорации, сформированные на подобных принципах.
Цели создания «матрешек» вполне понятны и оправданы. К ним относится купирование негативных моментов, связанных с приватизацией и последующим развалом производств, восстановление управляемости, сохранности технологий, рабочих навыков. Однако в реальности получилась псевдорыночная модель управления промышленностью, которая не может быть эффективной по определению. Более того, собственно приватизация большинства предприятий была проведена формально, без учета ее экономического смысла, а исключительно для того, чтобы внести государственные пакеты акций предприятий в уставный капитал очередного холдинга.
В результате появились новые формы производственных отношений, не знакомые ранее термины: управляющие компании; дивизионы; региональные производственные площадки и так далее. Сложившаяся модель в которой региональные заводы утратили практически все свои исконные функции, в том числе и право реализовывать свою продукцию, отрезала от реального управления целый пласт талантливых региональных менеджеров.
Управляющие компании стали коммерческими предприятиями и активно начали внедряться в межкооперационные связи подконтрольных предприятий, получать отчисления на содержание, дивиденды, оплату различных услуг, от которых невозможно отказаться и так далее, что позволило им обеспечить солидный денежный поток, который в свою очередь позволяет им выплачивать высокие зарплаты. За счет этого создана питательная среда для волны новых, оторванных от реалий управленцев, которые как носители управленческого кода госкорпораций, стали перемещаться на подконтрольные предприятия, не считаясь ни с чем, поскольку бывшие региональные «обкомы» (в отличие от советского времени) вообще отстранены теперь от влияния на эти процессы.
Холдингами получены огромные права на управление имуществом предприятий, в том числе и непрофильными активами, которые расположены на территории практически всей России. Возможность влиять на хозяйственные процессы позволила создать при холдингах сопутствующие инфраструктурные общества, которые отвечают (и имеют гарантированный заработок) за сопутствующие бизнес-процессы, начиная от охраны, страхования, IT-обеспечения, до клиринга и организации питания. Понятно, что этот оборот оказался также выведен из чисто рыночного поля.
Собственно непосредственно в рыночном поле остался преимущественно средний и малый бизнес, обосновавшийся в большинстве своем в сфере оказания услуг, общественного питания, мелкого производства, строительства. Финансовые институты, банки зеркально повторили структурные изменения, произошедшие в народном хозяйстве, что привело к организации в регионах филиалов, которые работают по установленным московским управляющими шаблонам и полностью лишены какой-либо самостоятельности в принятии решений. Это же относится и к сфере частного производственного бизнеса, который также сосредоточил все управленческие функции в центральных управляющих компаниях.
Несмотря, однако, на внешне противоречивую картину, характеризующую сложившуюся в современной российской экономике управленческую модель необходимо отметить, что она идеально подходит для начала непосредственно рыночного преобразования отечественной экономики, осуществления своего рода «новой экономической политики». С этой точки зрения ситуация даже более оптимальна чем в 90 –е годы прошлого века, когда плановая экономика в стресс – режиме переходила на рыночные условия хозяйствования.
Дело в том, что население России образца 21 века имеет практически рыночное мышление, которое стало следствием перенесенной им шоковой терапии, лишений, слома системы ценностей имевших место в «лихие» 90 – е. К настоящему времени появились и прошли первоначальный путь становления рыночные институты, инфраструктура, рыночное законодательство, судебная практика и так далее.
С учетом этого можно отметить, что в сложившихся условиях необходимо реформировать систему управления реального сектора отечественной экономики с целью преодоления неуправляемого развития отраслей народного хозяйства, а также негативного влияния сверхцентрализации и монополизма. Разумная корректировка и реформирование экономической модели позволит реализовать накопленный в ней за последние годы рыночный потенциал и за счет этого обеспечить ускоренное развитие отечественной экономики с одновременным устранением явных уже дисбалансов ее современной модели управления.
Источник: newsland.com