Изъять нельзя оставить

By admin Sep 30, 2015

У кого и почему отбирают российские паспорта в Крыму.

 Корреспондент «Ленты.ру» проверил информацию о том, что в Республике Крым органы ФМС изымают паспорта у отдельных жителей полуострова, принявших гражданство РФ после вхождения Крыма в состав России. Выяснилось, что даже единичные случаи подобного рода — хорошее напоминание о том, что необходимо не только уважать букву закона, но и не забывать о здравом смысле.

Если бы не Бобылев, Вероника Юдаева еще не скоро узнала бы о том, что она на данный момент не является россиянкой. Но гражданин РФ Василий Бобылев, вступая в брак с гражданкой РФ Юдаевой, пожелал, чтобы супруга сменила фамилию — а стало быть, и паспорт — в предусмотренный законом месячный срок.

«Пошла как положено — через недели-две после свадьбы, — рассказывает Вероника Юдаева. — Пять раз в ФМС (отдел ФМС России по Республике Крым в Алуште — прим. «Ленты.ру») ходила, очереди выстаивала — в общем, попала. Сдала все документы, заплатила госпошлину — вот подпись, мне сказали выбрать новую, на Бобылеву. Никаких претензий к моим документам не было, сказали прийти через четырнадцать дней».

Для верности и с учетом очередей Вероника пришла чуть позже. Нового паспорта, однако, не оказалось даже в базе данных ФМС: «”Пройдите в третий кабинет”, — сказали мне. Я пошла, а там сидит та девушка, которая у меня документы принимала. “Я вас помню, пока не будет у вас паспорта”, — говорит она мне. “У вас на момент вхождения Крыма в Российскую Федерацию была временная регистрация. Поэтому выданный вам российский паспорт недействителен”. Отдали мне все документы и сказали, что гражданство надо подтверждать».

Среди возвращенных бумаг — свидетельство о рождении: 1991 год, Бахчисарай, Крым. Украинский паспорт — одно из необходимых подтверждений проживания, регистрация в Бахчисарае — первым штампом. Две отметки о регистрации в Алуште — на время обучения в Ялте: 2010 год и январь 2014-го, за два месяца до перехода Крыма под российскую юрисдикцию. Подтверждающие карточки из украинского паспортного стола. Паспорт РФ, выданный в мае прошлого года, алуштинская регистрация. Военный билет, российский: фельдшерское образование Вероники — санитарки двух крымских ФАПов — обязывает. ИНН, СНИЛС, копия диплома медицинского колледжа — уже российского образца.


 Фото: Максим Ветров / AP

Для подтверждения гражданства Веронике, по мнению алуштинского ФМС, следует, в дополнение к этим документам, собрать справки. Например, из колледжа (диплома недостаточно), из участковой поликлиники (что наблюдалась с такого-то по такое-то — тоже подтверждение) и из ЖЭКа. Затем заплатить госпошлину 3500 рублей и ждать. Важная деталь — документально претензии к правовому статусу Юдаевой органами ФМС не зафиксированы, акт об изъятии паспорта или какую-либо другую бумагу, подтверждающую нынешнее положение Вероники, ей не выдали. К ней вернулся прежний основной документ, ныне бесполезный: штамп о браке и смене фамилии там уже два месяца, просрочка, стало быть, месяц. Никаких справок Вероника пока не собирает: уверенная в собственной правоте, она подала жалобы в ФМС и прокуратуру Крыма. Месяц на ответ пока не истек.

Судя по всему, Вероника Анатольевна попала в число 22 студентов, у которых, по данным крымской ФМС, после проверки изъяты российские паспорта, выданные в 2014 году. Сколько среди студентов крымских вузов — обладателей временной регистрации на момент прошлогоднего крымского референдума — оказалось постоянных жителей полуострова, в статистике не указано. Помимо казуса Вероники и двух случаев, описанных коллегами, «Ленте.ру» известно о схожих проблемах Анны Н., студентки Таврического университета. Уроженка Херсона, с 2000 года Анна проживала в Белогорском районе Крыма. Уехала учиться в Симферополь, где зарегистрировалась у родственников в 2012 году. После воссоединения Крыма с Россией Анна вышла замуж, пришла менять паспорт на новую фамилию; дальнейшее — см. выше.

Данных по остальным категориям населения тоже нет, но некоторые случаи известны. К примеру, Олег К. проживал в Симферополе по одному и тому же адресу с середины 1980-х. Был лишен основного российского документа, когда пришел обменивать уже полученный паспорт на другой — по возрасту. Отсутствие надлежащим образом оформленной домовой книги, ничему не помешавшее в 2014 году, сейчас сыграло решающую роль. Проблема Олега уже разрешилась — через суд.

А что говорит закон? Адвокаты и пострадавшие ссылаются на статью 5 Договора между РФ и Республикой Крым. Миграционные чиновники — на статью 4 федерального закона «О принятии в состав РФ Республики Крым». По договору гражданство получают все жители Крыма, прожившие там к моменту воссоединения более полугода, — при этом постоянство либо временность украинской регистрации на территории полуострова в расчет не принимаются. По закону же речь идет о постоянном проживании в Крыму — непременном условии для обретения паспорта РФ.

Так или иначе, но, по идее, ни Веронику Юдаеву с Бахчисараем в регистрационном анамнезе, ни Анну Н., ни Олега К., ни других крымских жителей, некогда переместившихся из точки А в точку Б на территории одного полуострова, все это никак не должно было затронуть. «Если следовать логике событий, то все крымские студенты, на момент референдума зарегистрированные в общежитиях, рано или поздно отправятся за моей племянницей, — полагает Анна Омецинская, тетка Вероники и хозяйка алуштинской квартиры, где она зарегистрирована. — Как и те, кто переехал на работу из наших поселков в Симферополь, Ялту и зарегистрировался как положено. Нельзя, чтобы пострадали крымчане, честно исполнявшие закон».


 Женщина записывает фамилии граждан, подающих заявление на получение российских паспортов в паспортном столе в Севастополе Фото: Василий Федосенко / Reuters

Трудно сказать, есть ли какая-то связь между нынешними действиями ФМС и уличными объявлениями, которыми несколько месяцев прошлого года полнился Симферополь: «Российское гражданство», цена вопроса — от пяти до семи тысяч долларов. Однако понимание того, что нынешние трудности двух десятков паспортизированных крымчан должны остаться единичными, у властей есть. Так, глава Крыма Сергей Аксенов лично пообещал разобраться с причинами инцидентов.

Как выйти из ситуации, чтя не только букву закона, но и здравый смысл? Факт в том, что, как признался «Ленте.ру» глава Госсовета Республики Крым Владимир Константинов, «в плане работы с паспортами, гражданством есть определенные проблемы». Источник проблем руководитель парламента РК видит в наплыве беженцев на полуостров — прежде всего из соседней Украины: «Многие из тех, кто раздумывал раньше, выжидал, что будет, ринулись за российским гражданством. Сейчас прошло время, они убедились в последовательности всех наших действий и со своим местоположением в жизни».

Случаи, безусловно, бывают разными. «Есть семьи — муж зарегистрирован тут, жена — в Херсоне. Такие смешанные браки — самая большая проблема, — приводит пример Владимир Константинов. — Не менее сложная ситуация и с детьми, которые отучились в Киеве и хотят вернуться в Крым, чтобы воссоединиться с живущими здесь родителями». А бывает и так: «Кто-то воюет в Киеве, поносит Россию и русский язык, а всю семью свою отправляет сюда, чтобы она жила в нашем спокойном безопасном российском Крыму. Пусть семья будет здесь, а он будет гавкать на Крым, гавкать на Россию… Мы, в конце концов, не обязаны давать гражданство всем», — подчеркивает глава Госсовета. — Гражданство России — это не проходной двор. Мы, крымчане, приложили очень много усилий, чтобы стать россиянами, получить российский паспорт. Очень большой путь прошли. Но и чрезмерная бюрократия ни к чему».

То ли о чрезмерности, то ли, наоборот, о недостаточности процедуры свидетельствует история Святослава Дидуха, родившегося в Алуште в 1997 году. Украинский паспорт, привязывающий к месту постоянной регистрации, Святослав, живущий с родителями в Симферополе, получить не успел. Есть осложнение: мать и отец прописаны в разных квартирах. В результате юноше выдали российский паспорт только через четыре месяца после подачи документов — в феврале нынешнего года. Причем без регистрации по месту жительства. Штамп поставили только в сентябре. Мать Святослава Юлия вспоминает, как паспортистка, не увидев регистрации, воскликнула: «Паспорт же недействителен!» И предполагает, что при собственной перерегистрации (родители Святослава решили, во избежание дальнейших вопросов, прописаться вместе) также могут возникнуть проблемы подтверждения гражданства.

Опасения, скорее всего, напрасны — в том числе и благодаря обнародованию нынешних казусов паспортизации. Хотя, по мнению Владимира Константинова, среди причин этого нельзя не отметить и трудности самой миграционной службы в Крыму: «Штатное расписание ФМС сформировано в одних условиях, а наши региональные отделения находятся совсем в других. Наплыв огромен, люди идут за справками, подтверждениями, консультациями, создаются очереди. Возникают пробелы, перекосы. Наверное, есть и халатность, и бюрократия». Тем не менее, подчеркивает глава Госсовета, «при всей нетипичности случаев конкретному человеку не легче. Он становится крайне недоволен властью, разве это хорошо? Надо реагировать на все проявления безалаберности и бюрократии отдельных чиновников».

«На сегодняшний день нет никаких оснований говорить о массовом изъятии российских паспортов в Крыму, — уверен председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий, внимательно следящий за ситуацией. — Это все же единичные, хотя и очень неприятные инциденты». В первые месяцы после воссоединения Крыма с Россией, напоминает депутат Слуцкий, паспорт РФ давали всем желающим, «но необходимый пакет законодательства по присоединению, включая в том числе процедуру оформления гражданства, еще не был до конца разработан и утвержден».


 Люди стоят в очереди для подачи заявления на получение российских паспортов. Симферополь Фото: Максим Шеметов / Reuters

Случай Вероники Юдаевой в настоящее время находится на особом контроле у сотрудников аппарата Владимира Константинова. Скорее всего, коренной крымчанке не придется собирать дополнительные справки, тратить время и деньги на то, чтобы подтвердить свое гражданство уже в качестве Вероники Бобылевой. Что же касается защиты прочих законопослушных граждан-крымчан, то Леонид Слуцкий не видит смысла в введении «какие-то дополнительных правовых механизмов конкретно для жителей Крыма»: по его мнению, теперь, когда проблема ясна, достаточно и имеющихся. «С момента воссоединения полуострова с Россией прошло всего полтора года, до сих пор действуют переходные положения, — напоминает глава думского комитета. — Однако законодательная база сформирована, Крым постепенно все более плотно интегрируется в правовое поле России. Уверен, что все эти ситуации разрешатся в ближайшее время благополучно».

 

Юрий Васильев

Источник: lenta.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply