Удивительно, но ни одно мировое средство массовой информации не сообщило о важных событиях, которые начались два дня назад на Балканах, в Черногории. Мне стало известно о них совершенно случайно. Накануне один знакомый полицейский из прибрежного городка сообщил буквально следующее: едем в Подгорицу “бранити владу” (защищать власть). От кого же? Оказалось, что на выходные в столице Черногории оппозиция собирает мощный антиправительственный митинг. Тогда подумалось: это что ж за акция такая, что полицию свозят со всей страны?
Оказалось, митинг вовсе не простой. Сайт черногорской оппозиционной газеты Vijesti выдает гражданам вот уже третьи сутки информацию о нем в режиме нон-стоп. Народный сход был назначен на 27 сентября движением “Демократический фронт”, в который входит несколько оппозиционных партий – “Новая сербская демократия” во главе с Андрия Мандичем, “За перемены” Небойши Медоевича, Демпартия Милана Ковачевича и еще несколько других – в общей сложности более десятка. К ним примкнула даже партия бошняков (“Бошнячкая демократическая заедница”), у которой в Скупщине (парламенте) всего несколько мест.
Акцию, надо заметить, подгадали очень вовремя – именно в этот день на юбилейном заседании с трибуны ООН в Нью-Йорке должен был выступать (и выступил) премьер-министр Черногории Мило Джуканович.
По сообщениям газеты Vijesti, требования властям зачитал один из руководителей “Демократического фронта” Страхиня Буладжич. Они были вручены ранее главе правительства Мило Джукановичу, председателю Скупщины Ранко Кривокапичу и всем депутатам. “Первое требование – отставка правительства и формирование переходной власти. Второе требование – неукоснительное выполнение избирательных законов. Мы остаемся здесь до исполнения властями этих требований. Мы не соглашаемся на частичные или половинчатые меры”, – заявил, выступая перед собравшимися, Буладжич.
С горячей речью революционера выступил глава Рабочей партии Черногории Янко Вучинич: “Все, что можно было украсть, украли. Нам необходима переходная власть и свободные выборы. Мятежным протестом – к конечной победе!”
Как отмечали собравшиеся, люди прибыли на народный сход из всех уголков страны, начиная с прибрежных городов и деревень – Герцег-Нови, Будва, Бар, Режевичи и других – до горной ее части – Никшич, Жабляк, Колашин… Причем часть из них были доставлены организованно на автобусах, которые арендовала оппозиция, другие прибыли своим ходом, на личных автомобилях.
Молодежь из никшичской неправительственной организации “Альтернатива”, привлекая внимание пешеходов к акции, непосредственно перед отправкой в Подгорицу устроила перед местным храмом перформанс под названием “Kafiс”: в кузове небольшого грузовика за столиком сидели несколько ребят, потягивая кофе и воду. Это должно было символизировать безработицу в Никшиче среди молодежи.
Функционер “Демократической народной партии” и движения “Демократический фронт” Предраг Булатович, выступая, отметил, что после 2006 года, обретения независимости, митинг 27 сентября 2015-го стал самым большим за всю историю противостояния оппозиции и власти. По оценкам полиции, на него собрались от полутора до двух тысяч граждан. По мнению оппозиции, людей собралось не менее пяти-семи тысяч человек.
Власти тоже подготовились к приему недовольного народа. Перед зданием парламента людей встречали, по крайней мере, три бронированных транспортных средства и более десяти полицейских машин типа “Defender”, а также пожарные автомобили. Как сообщил председатель “Демократической народной партии” Милан Княжевич, “градоначальник Подгорицы на всякий случай демонтировал скамейки в парке”. (Это напомнило ремонт Манежной площади в 1990-х в Москве – накануне митинга российской оппозиции.)
В первый же день протестного стояния не обошлось и без провокаций. Из толпы в полицию полетели бутылки (к счастью, не “коктейли Молотова”), организованная группа, сообщает газета, стала забрасывать полицейских камнями. Однако лидеры “Народного фронта” с трибуны открестились от хулиганов и призвали граждан к “спокойному и достойному протесту”. Полиция же быстро справилась с революционно настроенной молодежью. Зачинщики в масках были тут же схвачены и отправлены для разбирательства в участок.
Как было объявлено позже, задержанный Огнен Станишич, у которого нашли металлическую биту, был освобожден судом, который не увидел в этом элементов преступления.
Но вот уж чего не ожидала, видимо, власть, так это установки возле правительственных зданий палаточного городка – после завершения митинга. К сегодняшнему дню, как утверждают его организаторы, в парке напротив Скупщины уже смонтировано более 300 палаток. Они занимают уже не только парк, но и проезжую часть улицы возле парламента.
Первую ночь, как сообщили лидеры оппозиции, в них провели не менее 400 граждан. Было объявлено о бессрочном палаточном протесте, то есть до тех пор, пока власть не выполнит требования недовольных и не уйдет в отставку.
Народное вече собирается по сценарию киевского майдана – днем в палаточном лагере остаются те, у кого нет работы и других обязательств, а ежевечерне после шести снова собирается вече. И все, кто хочет выступить с большой трибуны, получают такую возможность. Счет приходящих на стоячий протест идет на несколько тысяч. (Для маленькой Черногории с более чем полумиллионом населения это немало.)
На второй день “стояния” у лидеров “Демократического фронта” появилась еще одна идея для масс: Славен Радулович предложил коллегам из оппозиции новую тактику борьбы за выполнение требований. Блокировать здание Скупщины, не выпускать оттуда парламентариев до тех пор, пока они не проголосуют о недоверии правительству.
По сообщениям организаторов, после двух дней протеста и обустройства палаточного городка и другие, менее оппозиционные партии и движения, объявили о своем частичном согласии с требованиями митингующих и готовы к ним присоединиться.
Оценивая два первых дня противостояния, один из его организаторов и лидеров “Демократического фронта” Андрия Мандич сказал: “Мы довольны тем, как развиваются события. Наше намерение – пробудить Черногорию и стать свободными – дает первые результаты. (…) В воскресенье на митинге перед Скупщиной присутствовали от семи до десяти тысяч граждан. И эти люди дали нам особую силу, те, кто остался с нами на ночь (в палатках), чтобы ненасильственной борьбой и проверенным методом довести эту акцию до конца”.
Что имел в виду оппозиционер, говоря о “проверенном методе” – можно только догадываться. Пока ясно одно: в Подгорице копируется “метод” киевского майдана. Блокирование парламента – из того же сценария. (В Киеве блокировали и Верховную раду, и все правительственные здания.)
Нет сомнения в том, что люди в Черногории устали от безработицы, бедности, коррупции во всех структурах снизу доверху. И их настроения понятны – они хотят жить лучше.
Кто стоит за протестом в Подгорице и кому это выгодно? Ясно, что Запад и США поддерживают нынешнюю черногорскую власть в лице премьера Мило Джукановича, который взял курс на Евросоюз и НАТО. Недавно Скупщина, в которой большинство принадлежит правящей партии Джукановича, без объявления референдума одобрила приглашение Черногории в Альянс. Это событие должно состояться в декабре сего года.
Значит, за протестующими стоит не Запад и не США. Тогда кто?
Выходит, те, кому не по душе нынешний внешнеполитический курс Черногории, особенно – присоединение к НАТО. Однако, что интересно, в Подгорице не было замечено ни одного лозунга против вхождения Черногории в Альянс. Возможно, они появятся, если оппозиции удастся добиться смещения власти. Во что верится с большим трудом (слишком сильны позиции нынешнего режима). Так же, как и в то, что все это организовала исключительно сама черногорская оппозиция. Россия учится у США и Запада?
Алла Ярошинская
Источник: rosbalt.ru