У проблем немецких автоконцернов в США может быть политический подтекст
«Дизельный скандал» с участием крупнейших германских автопроизводителей стремительно набирает обороты: сообщения СМИ о том, что «техническими фокусами», позволявшими манипулировать данными о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу автотранспортными средствами, занимались не только в «Фольксвагене», но и в БМВ, обрушили акции и этой компании. Правда, баварцы свою вину отрицают и говорят, что хотели бы узнать подробнее о дорожном тесте, проведенном «Международным советом по чистому транспорту» (ICCT). Материалы этой НКО уже легли в основу обвинений против «Фольксвагена» в США, которому теперь грозят серьезные неприятности – от многомиллиардных убытков и удара по имиджу до тюремных сроков.
Все началось с краткой заметки об отзыве концерном около полумиллиона машин с американского рынка. Речь шла о претензиях федерального Агентства по охране окружающей среды (EPA) США к программному обеспечению автомобилей, которое, по мнению регулятора, нарушало требования местного Закона о чистом воздухе.
Ввиду того, что отзыв больших партий товара с рынка – не редкость для автопрома, а разница между уровнем выхлопов в тестовом режиме и в жизни является общеизвестным фактом, эта новость поначалу не вызвала ажиотажа. Впоследствии выяснилось, что американский регулятор настроен весьма воинственно: по мнению EPA, немцы сознательно ввели власти и потребителей в заблуждение и создали угрозу для здоровья детей, пожилых людей и пациентов с респираторными и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Последнюю группу, согласно пресс-релизу EPA от 18 сентября, могла ожидать «преждевременная смерть» из-за халатных действий концерна.
Правда, пока еще ни одной жертвы не предъявлено, но руководство компании поспешило извиниться и пообещало всяческое содействие в устранении недостатков. Дело в том, что порча американского воздуха может обернуться для «Фольксваген груп» если не банкротством, то выплатой огромного штрафа в размере 18 млрд дол., частичной приостановкой продаж, тяжбами в судах и компенсацией ущерба потребителям и акционерам. Кроме того, американская Фемида, не отличающаяся особой щепетильностью, изучает возможность уголовного преследования топ-менеджеров концерна. По сообщениям, в целях защиты «Фольксваген» намерен воспользоваться услугами чикагской конторы «Киркланд и Эллис» – именно ее адвокаты представляли интересы British Petroleum (BP) по делу о разливе нефти в Мексиканском заливе в 2010 г.
Всю последнюю неделю «дизельный скандал» не сходил с первых полос немецких газет. От самолюбования, заметного в обсуждении «культуры гостеприимства» и помощи мигрантам, не осталось и следа – политики посыпают голову пеплом, требуя ужесточить требования к сертификации автомобилей и наказать виновных, экологи критикуют бездействие политиков, зависимых от «автомобильного лобби», экономисты сокрушаются о будущем бренда «сделано в Германии». Кажется, что даже наплыв беженцев с Балкан и Ближнего Востока обсуждался в СМИ менее эмоционально, чем вопрос о предполагаемой вине экс-главы «Фольксвагена» М.Винтеркорна. Порой телевизионная дискуссия принимала гротескные черты: поскольку явных жертв нет, а расследование продолжается, критики обрушились на рекламный ролик, в котором благостного вида старушка подносит к выхлопной трубе свой белый шарф, чтобы продемонстрировать скептическим подругам преимущества «чистого дизеля».
Дело «Фольксвагена» вызвало значительный международный резонанс, в первую очередь, в самих США, где о своей озабоченности заявил Белый дом, а в конгрессе запланированы специальные слушания по этой теме. Скандалом заинтересовались Франция, Великобритания и Еврокомиссия, которая в прошлом часто спорила с германскими автокомпаниями и властями по поводу допустимых нагрузок на атмосферу. Кроме того, Мексика, Австралия, Индия и Республика Корея намерены провести собственное расследование.
Власти ФРГ пытаются по возможности сбить накал страстей. Конечно, лозунг канцлера Меркель «Мы справимся с этим» никто не использует. Тем не менее, лидер Социал-демократической партии Германии (СДПГ) З.Габриэль считает случай с «Фольксвагеном» особым, не касающимся общего состояния германской промышленности. Глава МИД ФРГ Ф.-В.Штайнмайер рассчитывает, что внешняя экспертиза VW завершится в максимально короткие сроки и установит как масштаб манипуляций с автомобильной электроникой, так и непосредственных виновников скандала.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на несколько обстоятельств.
Во-первых, нельзя исключать, что речь идет о недобросовестной конкуренции и попытках США использовать нерыночные средства для давления на конкурентов, их дискредитации и вытеснения с рынка. В июле этого года «Фольксваген» стал крупнейшим автопроизводителем в мире, теперь же его обвиняют в том, что он добился лидерства нечестным путем. Стоит отметить, что когда пять лет назад пальма первенства перешла к «Тойоте», у нее тоже начались внезапные проблемы на американском рынке – из-за обнаруженного дефекта тормозной системы пришлось снимать с продаж наиболее перспективные модели.
Во-вторых, высказываются опасения, что VW – лишь «первая ласточка», и схожие претензии могут быть предъявлены и другим автопроизводителям – БМВ и «Даймлеру». Это не первое обвинение в адрес немецких автоконцернов со стороны США. В сентябре БМВ заплатила штраф в 1,6 млн дол. за «расовую дискриминацию» уволенных работников. Учитывая ту роль, которую автопром играет в экспортно ориентированной экономике ФРГ, некоторые комментаторы говорят о колоссальном ущербе для бренда «Германия» в целом и репутации немецких товаров в частности.
В таком случае речь может идти о масштабном наступлении на позиции германского бизнеса.
Этой точки зрения, похоже, придерживаются и в деловом издании Manager Magazin, опубликовавшем 24 сентября с.г. статью под названием «Речь идет не только о «Фольксвагене»: поражение в глобальной экономической войне».
Ее автор Д.Штельтер отмечает, что количество отраслей, в которых Германия занимает ведущие позиции, сокращается. Технологическое лидерство в фармацевтике, оптике, гелиоэнергетике, бытовой электронике уже утрачено. Теперь угроза нависла над становым хребтом германской экономики – автомобилестроением. Трудно поверить в то, что конкуренты ФРГ не воспользуются шансом ограничить ее экспортные возможности под предлогом зашиты окружающей среды.
Дело «Фольксвагена» нанесло удар и по самосознанию немцев. В германском патриотизме очень важна экономическая составляющая: по данным культуролога Г.Баузингера, на вопрос о том, что у них вызывает гордость за свою страну, большинство немцев обычно отмечают успехи германской промышленности, в частности автомобилестроения. Теперь, в связи с «дизельной аферой», создается совершенно иной образ страны: выходит, что Германия всех учит жизни, когда дело идет о «спасении евро» или миграционном кризисе, а сама играет не по правилам.
И, наконец, в-третьих, не стоит с ходу отметать версию о политическом подтексте обвинений в адрес «Фольксвагена». Не исключено, что маленькие хитрости инженеров VW были известны американцам давно: по крайней мере, их претензии распространяются на автомобили, выпущенные почти семь лет назад. Тот факт, что злополучный пресс-релиз EPA был опубликован 18 сентября, на следующий день после открытия Международного автосалона во Франкфурте канцлером А.Меркель, вряд ли можно считать простым совпадением.
Выставка должна была продемонстрировать достижения немецкого автопрома, а присутствовавший на ней глава «Фольксвагена» М.Винтеркорн рассказывал о своих планах по дальнейшему освоению рынков в США, Китае и России.
Несмотря на значительное сокращение продаж, глава концерна собирался остаться на российском рынке, считал его стратегически важным и планировал увеличить степень локализации автомобилей. Кроме того, в 2014 г. «Фольксваген» был одной из тех компаний, которые решительно выступили против ограничения российско-германских деловых контактов под предлогом санкций.
В последнее время наметилась тенденция к оживлению двустороннего сотрудничества – был восстановлен переговорный формат «Петербургского диалога», наметились новые газовые проекты, произошло определенное сближение позиций по вопросу о борьбе с терроризмом в Сирии. Вероятно, даже такое частичное восстановление контактов между Россией и Германией кому-то в Вашингтоне показалось преждевременным. В таком случае, неприятности «Фольксвагена» в США могут быть интерпретированы как политический сигнал для Берлина: на российском треке надо сбавить скорость.
�а с� ����/ �’ у, большинство немцев обычно отмечают успехи германской промышленности, в частности автомобилестроения. Теперь, в связи с «дизельной аферой», создается совершенно иной образ страны: выходит, что Германия всех учит жизни, когда дело идет о «спасении евро» или миграционном кризисе, а сама играет не по правилам.
И, наконец, в-третьих, не стоит с ходу отметать версию о политическом подтексте обвинений в адрес «Фольксвагена». Не исключено, что маленькие хитрости инженеров VW были известны американцам давно: по крайней мере, их претензии распространяются на автомобили, выпущенные почти семь лет назад. Тот факт, что злополучный пресс-релиз EPA был опубликован 18 сентября, на следующий день после открытия Международного автосалона во Франкфурте канцлером А.Меркель, вряд ли можно считать простым совпадением.
Выставка должна была продемонстрировать достижения немецкого автопрома, а присутствовавший на ней глава «Фольксвагена» М.Винтеркорн рассказывал о своих планах по дальнейшему освоению рынков в США, Китае и России[4]. Несмотря на значительное сокращение продаж, глава концерна собирался остаться на российском рынке, считал его стратегически важным и планировал увеличить степень локализации автомобилей. Кроме того, в 2014 г. «Фольксваген» был одной из тех компаний, которые решительно выступили против ограничения российско-германских деловых контактов под предлогом санкций.
В последнее время наметилась тенденция к оживлению двустороннего сотрудничества – был восстановлен переговорный формат «Петербургского диалога», наметились новые газовые проекты, произошло определенное сближение позиций по вопросу о борьбе с терроризмом в Сирии. Вероятно, даже такое частичное восстановление контактов между Россией и Германией кому-то в Вашингтоне показалось преждевременным. В таком случае, неприятности «Фольксвагена» в США могут быть интерпретированы как политический сигнал для Берлина: на российском треке надо сбавить скорость.
Вячеслав Александрович Калинкин
Источник: riss.ru