Игнорирующих это требование предлагают привлекать в административной ответственности.
Депутат Госдумы Олег Михеев («Справедливая Россия») направил обращение (есть у «Известий») главному санитарному врачу России и руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой, в котором попросил ее рассмотреть целесообразность внесения изменений в санитарно-эпидемиологические требования в области организаций образования и пассажирских перевозок. В частности, депутат предложил ввести требования к перевозчикам и образовательным организациям – обеспечивать граждан марлевыми повязками и не допускать к обучению (к перевозке) граждан, имеющих признаки заболевания гриппом или ОРВИ, которые, несмотря на обеспечение марлевыми повязками, отказываются их использовать.
Самих граждан, как отметил в своем обращении парламентарий, в отношении которых есть подозрения о заболевании гриппом или ОРВИ, необходимо обязать использовать марлевые повязки при получении образовательных услуг или услуг по перевозке.
На сегодня практику обязательного использования марлевых повязок можно увидеть только в аптечной сфере. В соответствии с п. 6.4.2 Приказа Минздрава РФ № 309 от 21 октября 1997 года «Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» в периоды распространения острых респираторных заболеваний сотрудники аптек должны носить на лице марлевые повязки.
При этом действующие санитарные нормы и правила, установленные для учебных заведений и для перевозок пассажиров на транспорте, где наблюдается особая концентрация граждан, не устанавливают обязанности носить маски, а тем более не обязывают сами организации обеспечивать граждан ими.
Одним из главных сторонников широкого использования марлевых повязок в периоды эпидемий был бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, который однажды в целях популяризации этой меры даже призвал деятелей культуры показать пример заботы о здоровье своих сограждан. Но, к сожалению, культура ношения повязок в период эпидемии до сих пор не развита в российских городах в отличие от многих мегаполисов Европы и Азии, где культура взаимной ответственности за здоровье развита на порядок выше.
– К сожалению, у нас не принято носить маски добровольно. Минздрав пока обязывает это делать лишь провизоров в аптеках, при этом основная группа риска по ОРВИ и гриппу – дети. Именно среди них наблюдается самый высокий уровень смертности от гриппа и самые тяжелые последствия. Эпидемия легко распространяется в школах из-за скопления большого количества людей в одном здании, – отметил Михеев. – При этом из-за сложной программы, особенно в старших классах, многие школьники стараются до последнего посещать занятия, когда они уже больны и заражают окружающих. Точно так же «геройствуют» взрослые, которые не берут бюллетень, чтобы не терять в зарплате. Пусть тогда хотя бы носят маски.
По данным последнего опроса исследовательского центра портала Superjob, 82% россиян, заболев, продолжают ходить на работу. 42% из них объяснили подобное решение большим объемом работы и отсутствием в коллективе взаимозаменяемости. При этом согласно данным одного из последних международных исследований с участием американской фармацевтической марки Vicks, которое прошло в 15 странах, именно россияне (64%) более других предпочитают принимать лекарства без назначения врача, то есть заниматься самолечением.
Подводя итоги эпидсезона по гриппу и ОРВИ 2013/14 года, Роспотребнадзор отметил, что на территории России в этот период заболеваемость гриппом и ОРВИ в целом превысила эпидемические пороги в 31 субъекте страны.
– Идея обязательного ношения масок достойна обсуждения, и я считаю, что ничего плохого в этом нет. Это не повлияет на психологическую атмосферу в коллективе. Однако существует сложность по внедрению и контролю соблюдения этой нормы. Носить маску по пути к школе, в автобусе, в школе на перемене – это одно дело, но надо продумать, как ребенок в маске будет, например, отвечать на вопросы учителя, – заметила директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга и член общественного совета при Минобрнауки РФ Майя Пильдес.
В случае принятия предлагаемых депутатом изменений в санитарно-эпидемиологические нормы граждане и организации, игнорирующие обязательную раздачу и ношение повязок, как минимум могут подпасть под административное наказание по двум статьям КоАП РФ. В частности, под ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» – штраф для граждан от 100 до 500 рублей, для юрлиц – от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, есть ст. 6.7 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения» – штраф для юрлиц от 30 тыс. до 70 тыс. рублей, при повторном нарушении – от 100 тыс. до 150 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ведущий научный сотрудник НИЦ профилактической медицины Минздрава РФ Галина Холмогорова рассказала «Известиям», что часть вирусологов достаточно скептически оценивают эффективность марлевых повязок.
– Во-первых, отверстия в масках намного больше самого вируса гриппа. Во-вторых, срок службы маски краток. Их надо менять через 2-3 часа, иначе они инфецируются. Однако на сегодняшний день ими пользуются во многих европейских странах. По крайней мере, они очень эффективны в транспорте, где люди контактируют в непосредственной близости друг от друга. Эпидемиологи говорят, что один кашляющий и чихающий заражает 40 человек, а 40 – уже 1,6 тыс. человек, – рассказала она. – Также необходимы хорошие гигиенические мероприятия и важно добиться сознательности граждан, чтобы не водили больных детей в общественные места и учебные учреждения, а лечили качественно дома, ведь не все зараженные одноклассники ребенка легко переносят грипп: кто-то перенесет это на ногах, а кто-то будет иметь большие осложнения.
Летом этого года глава Минздрава России Вероника Скворцова объяснила повышение уровня смертности в стране на 5,4% в I квартале этого года эпидемией гриппа, ОРВИ и осложнениями от них. При этом глава Роспотребнадзора Анна Попова не согласилась с подобными выводами, сообщив, что, по данным ее ведомства, от гриппа за I квартал 2015 года умерли 54 человека, тогда как за тот же период прошлого года – 57 граждан РФ.
Дмитрий Рункевич, Елена Малай
Источник: izvestia.ru