Уровень жизни населения России продолжает снижаться. Ажиотажный спрос после очередной волны девальвации поддержал розничную торговлю, но из-за ожидаемого роста цен осенью продолжится падение доходов населения и, как следствие, сократится потребление. К такому выводу пришли эксперты Центра развития НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ) в очередном бюллетене “Новые Комментарии о государстве и бизнесе”.
Как указывают авторы обзора, в августе динамика доходов россиян продолжила ухудшаться. Реальная заработная плата, являющаяся основной компонентой доходов, снизилась к июлю на 1,2%, к маю – на 3,2%, а относительно максимума, достигнутого в I квартале 2014 года, – на 12%, сообщает Opec.ru.
Причина снижения покупательской способности среднемесячной зарплаты кроется уже не в высокой инфляции – текущий темп роста цен (месяц к предыдущему месяцу) с апреля соответствует значениям прошлых лет. Ухудшается динамика средней номинальной зарплаты. Если в 2011-2013 годах нормой был рост зарплаты на 1% в месяц, в 2014 году – на 0,6-0,7% в месяц, то с начала 2015 года месячный рост зарплаты, как правило, не превышает 0,5%, а в июне-августе роста не было вовсе.
Эксперты поясняют, что негативная динамика номинальной зарплаты обусловлена действием как минимум двух факторов: снижением уровня активности в экономике за последний год, сказывающимся на финансовом состоянии компаний, а также известной специфичностью российского рынка труда – большой гибкостью зарплат.
Так, если в развитых странах адаптация рынка труда к кризисным условиям идет через рост безработицы, то в России ввиду не столь жесткой контрактной системы в сфере трудовых отношений и очень низких пособий по безработице работники предпочитают в кризис работать за меньшие деньги или меньшее количество часов. Потому фиксируемый Росстатом уровень безработицы оказывается недостаточно индикативным.
Повысившись с 5,1% в 2014 году до 5,6% в марте 2015 года, безработица продолжает колебаться вокруг этого уровня, несмотря на углубление экономического спада. Соответственно, “страдает” средняя номинальная зарплата. А поскольку за повторной девальвацией (июнь-август 2015 года) должно последовать очередное ускорение роста цен (по оценкам экспертов НИУ ВШЭ, при курсе доллара 66 рублей прибавка к годовой инфляции составит примерно 2 процентных пункта), то уровень заработной платы в реальном выражении, вероятно, будет снижаться до конца года.
Динамика сбережений населения также свидетельствует об отсутствии больших изменений в предпочтениях населения. Изменение доли сбережений в валюте было обусловлено колебанием курса рубля. По итогам II квартала доля сбережений в валюте сокращалась, однако помесячная динамика в мае и июне уже была положительной. Из двух компонентов валютных сбережений более интенсивно росли валютные вклады, в июне уже составившие 17,8% (минимум этого года в апреле – 16,7%, максимум – 20,3% в январе). Но, как и в прошлый раз, этот рост лишь отчасти связан с реальным увеличением валютных сбережений – часть роста приходится на курсовой фактор.
В целом по итогам I полугодия, доля валютных сбережений (суммарная величина валютных вкладов и наличной валюты) по-прежнему значительно превышает докризисный уровень в полтора-два раза. Сильная волатильность курса рубля и его недавняя девальвация до уровней, сопоставимых с уровнями начала года, не дают никаких оснований ожидать скорого возвращения доли валютных сбережений к прежним значениям. Напротив, можно ожидать ее закрепления на уровне заметно выше докризисного в краткосрочной (несколько месяцев), а то и долгосрочной (более года) перспективе, подчеркивают эксперты.
Источник: rosbalt.ru