Т-54 и Т-55 по-прежнему в строю

Т-54 и Т-55 по-прежнему в строю

Будто АК-47, только танки. Речь о Т-54 и Т-55, которые и сегодня сохраняют свое место на поле боя по всему миру. Эти простые в эксплуатации и обслуживании советские бронированные чудовища почтенного возраста по-прежнему популярны в небольших странах и у негосударственных иррегулярных сил. Это поистине «народные танки».

Если на территории одного из бывших или нынешних московских вассалов разразится братоубийственная гражданская война, есть все шансы на то, что в ней примут участие Т-54 или Т-55. 

Когда в 1990-е годы произошел крах в Афганистане, Талибан и коалиция «Северного альянса» унаследовали Т-55, прежде принадлежавшие коммунистическому правительству. В те же 1990-е эти танки воевали в Югославии, принимая участие в многосторонней гражданской войне.

Сегодня захваченные у Ирака и Сирии Т-55 служат под черными знаменами «Исламского государства» и прочих повстанческих группировок, воюющих в регионе. Для этих партизанских армий 60-летние танки столь же полезны, как и более современные модели типа M1 Abrams.

Дело в том, что танк по большей части не обязан быть сложным. Дешевых, простых и достаточно смертоносных машин вполне достаточно для войн XXI века.

История

В конце Второй мировой войны танковый арсенал Советского Союза состоял в основном из средних танков Т-34-85 и, в меньшем количестве, из тяжелых танков ИС-2 и ИС-3. Хотя тридцатьчетверка стала выдающимся танком в войне против нацистской Германии, Советы считали ее рессорную подвеску (так в тексте, у Т-34 подвеска Кристи или свечная подвеска — прим. пер.) и 85-миллиметровую пушку устаревшими.

Танки ИС более поздних серий (ИС — Иосиф Сталин) по своим характеристикам превзошли лучшие немецкие «Пантеры». К сожалению, экипажам ИС приходилось заряжать огромные 122-миллиметровые снаряды и пороховые заряды раздельно, из-за чего скорострельность и запас боеприпасов у танка были невелики.

Советы создали менее известный танк Т-44, который не участвовал в боевых действиях в ходе войны. Им удалось уменьшить высоту корпуса по сравнению с Т-34-85, установив приземистую башню и сместив ее назад. Но из-за маленького размера машины инженеры посчитали нецелесообразным ставить на нее пушку калибра 100 или 122 миллиметра.

Желание выработать новую конструкцию привело кремлевских оружейников к созданию среднего танка Т-54 и модернизированного Т-55. Сегодня эти стальные монстры остаются самыми распространенными танками в мире. 

До появления в 1954 году узнаваемого Т-54А Советы почти десять лет строили в незначительных количествах модели-предшественницы, известные как Т-54-1, Т-54-2 и Т-54-3. На этих машин обычно ставили противовес на дульном срезе пушки, а не эжектор для продувки ствола от пороховых газов, препятствующий их проникновению обратно в башню.

Различать эти модели непросто, но внешний вид дает определенные подсказки. У башен предсерийных образцов были обратные скосы броневого листа спереди и сзади в нижней части, однако со временем Советы отказались от этих так называемых «заманов», поскольку из-за них снаряды противника могли случайно попасть в корпус. 

Кроме эжектора для продувки ствола у пушки Т-54А впервые появился стабилизатор в вертикальной плоскости. А Т-54Б выпускали уже со стабилизатором в двух плоскостях наведения.

Благодаря миниатюрной башне Т-54 его габаритная высота составляла всего 2,39 метра. По этой причине подбить данный танк стало труднее, чем его современника — американский M-48 Patton. Изгибы башни помогали отклонять снаряды противника.

Сражения холодной войны

Впервые Т-54 применили в 1956 году в венгерской столице Будапеште, когда Советы с их помощью подавили восставших, сбросивших местный просоветский режим. Но этот дебют принял весьма неожиданный и унизительный оборот, когда венгерские повстанцы захватили один Т-54 и прикатили его в британское посольство, дав западным экспертам возможность взглянуть на него вблизи, оценить достоинства и недостатки.

В 1972 году Северный Вьетнам начал мощное наступление на своего южного соседа, что привело к капитуляции Южного Вьетнама. В ходе танкового боя у осажденного Дак-То (провинция Контум) два южновьетнамских легких танка M-41 каждый тремя снарядами попали по одному Т-54. 

Т-54 получил небольшие повреждения, однако запросто уничтожил более легкие машины американского производства. Когда огонь прекратился, северовьетнамский экипаж спокойно покинул танк и удалился. 

Но этот случай выявил один недостаток Т-54. Условия в башне ограничивали боевую скорострельность четырьмя выстрелами в минуту. Обученный экипаж западного танка мог сделать столько же выстрелов за первые 15 секунд боя. 

Еще до этих случаев боевого применения советские конструкторы начали работу над усовершенствованным вариантом — Т-55.

По внешнему виду отличить Т-55 от Т-54А или от Т-54Б очень трудно. Единственная надежная подсказка — отсутствие на башне Т-55 грибовидного вентилятора.

Большая часть усовершенствований у новой модели находится внутри. Создававшая избыточное давление система противоатомной защиты позволяла предотвратить попадание внутрь танка радиоактивной пыли, обеспечивая безопасность танкистов. Советы также разместили в нем девять дополнительных снарядов. 

Инженеры заменили танковый пулемет СГМ времен Второй мировой войны на новый ПКТ. В 1961 году модернизированный Т-55А получил противорадиационную подкладку, систему фильтрации воздуха для очистки его от химических и биологических веществ; также исчез курсовой пулемет.

Еще одна причина, по которой эти танки трудно отличить, состоит в том, что старые модели часто переделывали под те стандарты, которые были у новых. Например, вначале у Т-55 не было наружного пулемета ДШКМ на люке заряжающего, как у Т-54. Советские командиры поняли, что этот зенитный пулемет бесполезен против самолетов противника. 

Но этот массивный пулемет вернулся, когда танки прошли глубокую заводскую модернизацию. Появились новые ударные вертолеты, которые имели меньшую скорость по сравнению с самолетами и действовали с меньшего расстояния.

По-прежнему в строю

Т-54/55 широко разошлись по миру, но обычно они проигрывают в бою с сопоставимыми или более современными западными образцами. В Т-54/55 отвратительные условия для экипажа

, они очень медленно стреляют, подпрыгивают на дороге и имеют обыкновение сбрасывать свои гусеницы. 

Но гораздо чаще проблема не в недостатках конструкции, а в низком уровне подготовки, тактической выучки и командования, а также более высокие показатели в этих областях у пользующегося поддержкой Запада противника. 

Танковые экипажи Северного Вьетнама зачастую были плохо подготовлены и слабо взаимодействовали с пехотой, из-за чего южновьетнамские охотники за танками с переносными противотанковыми гранатометами М-72 наносили им немалый урон.

Точно так же сирийские танки Т-55 в Октябрьской войне 1973 года численно намного превосходили израильские танки, но израильтяне с позором изгнали сирийцев с Голанских высот. А во время освобождения Кувейта в 1991 году Ирак оставлял свои танки прямо на вырытых позициях в пустыне. 

Из-за тактических просчетов Ирака его танки стали легкой добычей для авиации коалиционных войск и для современных танков «Абрамс» с тепловизорами.

Тем не менее главными преимуществами Т-55 по-прежнему являются его простота и приспособленность к техническому обслуживанию и ремонту. На советских заводах было построено примерно 50 000 таких танков, и это весьма умеренная оценка. Польша и Чехословакия собирали тысячи таких танков на своих предприятиях. Китайские клоны тип 59 еще больше увеличили их количество.

Наряду с основным вариантом Т-55 производили минные тралы, мостоукладчики, огнеметные танки и ремонтно-эвакуационные машины. Советы использовали танковое шасси для производства зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2 и тяжелого бронетранспортера БТР-Т

Во время войн со своими арабскими соседями в 1960-е и 1970-е годы Израиль захватил сотни Т-55. Израильские военные обратили это танк, прозванный «Тираном», против его бывших владельцев. Со временем инженеры заменили советскую пушку на более совершенное 105-миллиметровое орудие L7 британской конструкции. После замены в этих советских танках уже можно было использовать боеприпасы израильских танковых войск.

Когда израильтяне списали «Тиранов», некоторые корпусы они превратили в базу для тяжелых бронетранспортеров Achzarit (буквально это означает «жестокий»). Другие страны добавляли собственные компоненты местного производства для внутреннего пользования и для экспортных вариантов. Румынский TR-85M, например, в итоге мало чем похож на оригинальную версию советского производства. 

Россия также производила модернизированные машины Т-55М и Т-55АМ с навесной динамической защитой в передней части башни и по бокам. Эти танки имеют усовершенствованные лазерные дальномеры, баллистические вычислители и прицелы.

Эти модернизированные Т-55 в дополнение к стандартным танковым боеприпасам могут осуществлять пуск ракет с лазерным наведением 9M117 «Бастион», что повышает их дальность стрельбы и ударную мощь. Москва использовала эти модернизированные танки во второй чеченской войне вместе с усовершенствованными Т-62М. У российских командиров сложилось впечатление, что в жестокой партизанской войне эти танки потерять не так жалко, как дорогостоящие Т-72 или Т-80.

Таким образом, несмотря на недостатки Т-54/55 в бою, эти машины, вероятно, будут сохранять популярность еще много лет. Приспособляемость конструкции и устойчивый экспортный рынок для модернизированных вариантов дают этому танку очень длинную жизнь.

С.К. Ау-Йонг

Источник: inosmi.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий