Нефтяные компании России, как государственные, так и частные, лишний раз продемонстрировали мощную пробивную силу своих лоббистских возможностей. Премьер Дмитрий Медведев, вероятно, после закрытой встречи с нефтяниками, принял решение не проводить корректировку налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), как это ранее предлагал Минфин. Об этом вчера, 28 сентября, заявила пресс-секретарь главы правительства Наталья Тимакова. Тем самым федеральный бюджет в 2016 году недосчитается почти 600 млрд рублей доходов.
Кому нужны деньги нефтяников?
Кризис в России продолжает набирать обороты. Напомним, что во втором квартале ВВП страны упал на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Конечно, это еще не рекорд 2009 года, когда экономика нашей страны рухнула сразу на 7,9%. Но тогда большинство стран мира испытывали серьезный сбой в своем развитии. Если не считать, естественно, Китай. Но и у него тогда началось замедление темпов роста. Сейчас же наши проблемы довольно уникальны. Запад в целом выбирается из тисков кризиса. Поднебесную лихорадит. Летом показатели ее фондовых рынков резко упали. Но мировое развитие оборотов не снижает. А у нас в этом году ожидается общий экономический спад, по разным прогнозам, от 3,6% до 5%. Хуже того, если еще несколько месяцев назад большинство прогнозистов как здесь, так и за границей надеялись на восстановление роста в 2016 году, то теперь большинство из них сходятся на том, что в будущем году темпы спада могут составить до 1,6%. Правда, еще остаются даже на Западе оптимисты, которые полагают, что мы уже опустились на дно кризиса и не за горами стабилизация. Но даже в Минэкономразвития (которое всегда славилось своими завышенными к действительности прогнозами) и в Минфине не верят в экономическое возрождение в 2016 году.
Кстати, почему? Во-первых, российская экономика так пока и не слезла с нефтегазовой иглы. А цены на нефть, как предупреждают правительственные эксперты, в ближайшее время вряд ли превысят $50 за баррель, а то и рухнут ниже $40. И это еще не все неприятные новости от ведомства Алексея Улюкаева. Цены на газ вслед за нефтью также покажут самые низкие результаты за последние десять лет – они могут опуститься с нынешних $290 за тысячу кубов – до $180-190.
Во-вторых, не стоит забывать о том, что западные санкции в ближайшее время отменять не будут. А значит, дешевых кредитов и прямых иностранных инвестиций не видать.
В этих обстоятельствах ключевое значение приобретает федеральный бюджет. Вернее, его наполнение. В ведомстве Антона Силуанова настаивают сразу на двух маневрах: резком сокращении расходов, включая даже пенсионные (предлагается ограничить соответствующую индексацию в 2016 году 4%, а не 12,2%), и увеличении доходов. Цель – сдержать дефицит бюджета в рамках 3% ВВП (3 трлн рублей) и сохранить хотя бы ошметки от Резервного фонда (в этом году он сократится вдвое) и ФНБ.
В Минфине уверены, что нужно дополнительно изыскать хотя бы 600 млрд рублей. А где их взять? Конечно, у нефтяников.
Есть ли лишние средства у нефтедобывающих компаний?
23 сентября министр финансов Антон Силуанов выступал на правительственном часе в Госдуме. Там он заявил следующее: «Единственная область, где возможны дополнительные изъятия, – экспортеры сырьевых товаров – эти компании получили самый большой прирост прибыли за последние годы, причем явно не за счет повышения эффективности своей работы». Имелось в виду, что на пользу нефтекомпаний сыграла девальвация национальной валюты. Буквально это означает, что как год назад бочка нефти стоила 3200 рублей, так и стоит. Но дело не только в этом.
В этом году власти приступили к так называемому налоговому маневру. Ставку экспортной пошлины на нефть стали снижать, а параллельно повышать ставку НДПИ. На экспорт идет примерно треть добытой нефти. А остальное потребляется внутри России. Но экспортный налог сокращали быстрее, чем внутренний. Так, коэффициент в формуле расчета нефтяной экспортной пошлины уменьшен с января 2014 года с 60% до 59%. В 2015 году он составил уже 57%, в 2016-м – 55%. В результате в 2015-2017 годах экспортная пошлина на нефть сократится в 1,7 раза, на нефтепродукты – в 1,7-5 раз. Правда, ставка НДПИ на нефть тоже должна вырасти в 1,7 раза. Но не так быстро. Неслучайно даже западные аналитики отметили, что, в отличие от зарубежных нефтекомпаний, российские в финансовом плане чувствуют себя куда лучше.
Поэтому их и решили «потрясти». В Минфине придумали более хитрую формулу расчета ставки НДПИ. В частности, вместо реального курса рубля к доллару предлагается использовать расчетный. И тогда в 2016 году легко было получить лишние 600 млрд с нефтяных компаний.
Еще накануне выступления Силуанова в Госдуме Владимир Путин провел закрытое бюджетное совещание с членами правительства. Вроде бы президент отдал нефтяной вопрос на откуп правительства. И Силуанов поверил в победу. В кулуарах Госдумы он еще подчеркнул, что не надо нефтяникам, как они собираются, повышать в условиях кризиса зарплату на 8-10%, а также придется сокращать инвестпрограммы по добыче в труднодоступных регионах, например в Арктике. Благо Запад наложил эмбарго на необходимые технологии.
Но не тут-то было. Минфин явно не учел лоббистские возможности ряда нефтяных компаний. Особенно государственных.
Они пожаловались президенту, объяснив, что в случае поддержки инициативы Минфина будут утеряны сотни тысяч рабочих мест и до 7 трлн инвестиций. После чего упадет и добыча.
Путин вновь переадресовал решение нефтяной проблемы на уровень правительства. А Дмитрий Медведев после закрытого совещания с нефтяниками им уступил и решил ставку НДПИ в пользу бюджета не увеличивать.
Впрочем, и нефтяникам рано праздновать окончательную победу. Кризис никто не отменял. Поэтому было решено снижать в дальнейшем ставку экспортной пошлины более медленными темпами. Чтобы выиграть для казны хотя бы 190-200 млрд рублей. Это своего рода компромисс. Государство требовало все 600 млрд. Но хотя бы треть от этой суммы получит.
Сергей Пикин, директор фонда Энергетического развития:
– Естественно, такое решение на отрасли и на экономике в целом скажется позитивно. Если бы предложения Минфина были реализованы, то из отрасли только в 2016 году изъяли более 600 млрд рублей. По сути дела, это инвестиционные деньги, которые пошли бы на затыкание непроизводственных дыр в бюджете.
К тому же, по расчетам самих нефтяников, в течение трех лет добыча черного золота в России сократится почти на 20% – на 100 млн тонн в год. Чтобы минимизировать эти потери, нужны не фискальные меры, а, наоборот, дополнительные средства. Без инвестиций, в условиях низких цен, еще больше упадут валютные доходы бюджета. Усилится давление на рубль, последует очередная девальвация, которая подстегнет инфляцию. Не думаю, что это необходимо правительству.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик «Финам»:
– Если изъять дополнительные деньги у нефтяных компаний, то это негативно скажется на выполнении их инвестиционных программ. Отказ от повышения НДПИ свидетельствует о том, что власти нашли какие-то иные способы решения проблемы дефицита бюджета. Тем не менее могу предположить, что правительство откажется в 2016 году от запланированного снижения экспортных пошлин на углеводороды.
А вот замораживать страховые взносы в негосударственные пенсионные фонды чиновники вряд ли будут. Дело в том, что внешний рынок заимствования из-за санкций недоступен для России. Внутренний – слишком мелкий. Если еще отрезать от покупки облигаций Минфина НПФ, то получится, что этот инструмент в качестве пополнения федерального бюджета вообще не сработает.
Вице-президент и пресс-секретарь «Роснефти» Михаил ЛЕОНТЬЕВ:
– Стороны слушают и слышат друг друга. Какой будет результат, я не знаю. У бюджета определенно есть проблемы, это понятно, с одной стороны. С другой стороны, есть не просто интересы нефтяных компаний, а интересы того же бюджета. Потому что нельзя принимать решения, которые в конечном итоге окажутся для бюджета же ущербными. Это было ожидаемо, что крупнейшие российские компании будут слушать. Это нормальный процесс.
Константин Смирнов, Леонид Беррес
Источник: mk.ru