В Литве остался год с небольшим до очередных парламентских выборов, и основные партии уже составляют планы избирательной кампании. Главная проблема выборов-2016 понятна уже сейчас: за последние годы в литовской политике всё смешалось до такого однообразия, что избирателям стало в принципе непонятно, где власть, где оппозиция, есть ли в Литве политическая альтернатива и возможность реального выбора, влияет ли их голос на что-нибудь и есть ли смысл вообще идти голосовать.
«Давайте несколько изменим используемую в Литве лексику о том, что приходите с инвестициями, в Литве дешевая рабочая сила. Мы должны говорить о квалифицированной рабочей силе, если мы хотим конкурировать в глобальном мире. Все закончилось, и подводим черту — дешевая рабочая никому не нужна», — заявил премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс, выступая на политсовете Социал-демократической партии Литвы. Председатель правительства и правящей партии с подкупающей откровенностью подчеркнул, что цель партии — победа на парламентских выборах 2016 года, поэтому в конце срока полномочий социал-демократическое правительство должно принять социальную модель развития Литвы, потому что «если это не осуществят, нас политически оценят отрицательно, а через несколько лет наша страна станет непривлекательной для инвесторов».
Общая примета приближающихся выборов — это когда вместо обычной рекламы на биллбордах появляются какие-то наглые вороватые рожи. Специфическая примета приближающихся выборов в Литве — это когда социал-демократы вдруг вспоминают о социальной модели развития и внимании к делам и заботам простого литовца.
Три года возглавляли правительство — не вспоминали. Остался год до выборов — вспомнили. На выборах 2016 года соцдемам придется непросто, потому что в последние два года они напрочь отказались от собственного голоса, отказались от формирования собственной повестки политической жизни для Литвы.
Вместо этого литовские «левые» предпочли безмолвствовать (а зачастую и поддакивать), наблюдая за тем, как их извечные антагонисты — консерваторы, используя в качестве своего голоса президента Далю Грибаускайте, ввергают литовцев в маниакально-депрессивный психоз разговорами о «гибридной войне», «зеленых человечках» и «имперской агрессии Путина» против Литвы. Им бы если и не оспаривать эту повестку, то хотя бы параллельно с ней предлагать литовцам свою собственную, социал-демократическую. Про ту самую социальную модель и заботу о простом литовце. Просто чтобы литовский народ имел возможность выбора, а избиратель соцдемов не чувствовал себя обманутым.
Вместо этого А.Буткявичюс с Л.Линкявичюсом присоединились к своей бывшей соратнице по КПСС Дале Грибаускайте и принялись играть с ней в «геополитические игры»: нести свет демократии в страны «Восточного партнерства» и требовать международной изоляции России. В результате избиратель социал-демократов, голосовавший за них в 2012 году за обещания вести социально ответственную политику и помириться с соседями, чувствует, что его «развели и кинули».
При этом голосовать за оппозицию гражданам, недовольным властью в Литве, так же бессмысленно, как и за власть. Потому что традиционно считалось, что если у власти социал-демократы, то оппозиция — это консерваторы. Но сейчас какие же консерваторы — оппозиция? Благодаря тесным связям с президентской администрацией на площади Дауканто и очевидной слабости и мягкотелости социал-демократических лидеров, у СО-ХДЛ возможностей влиять на принятие политических решений в Литве сейчас едва ли не больше, чем в период, когда они возглавляли правительство.
Так что всё смешалось в литовской политике.
Правящие социал-демократы там не считаются правящими, оппозиционные консерваторы не считаются оппозицией, и те, и другие не считаются альтернативой друг другу, а возможности для прихода к власти какой-либо третьей силы сведены к нулю.
Раньше в литовской политике были так называемые «популисты» — «Порядок и справедливость» и Партия труда. Формально они и сейчас есть, но десять с лишним лет борьбы политической системы с «популистами» сделали своё дело: лидеры политических сил — Роландас Паксас и Виктор Успасских — стали политическими трупами, а их партии прошли политическую кастрацию и теперь стали ручными, ласковыми и абсолютно лояльными Системе. Как «ПиС» и Партия труда собираются попасть в следующий Сейм, вероятно, загадка для них самих.
Еще есть ИАПЛ — Избирательная Акция поляков Литвы. Но это исключительно нишевая партия, программа которой может быть интересна только национальным меньшинствам. Если случится чудо, и ИАПЛ попадет в новый Сейм, то обязана этому чуду она вновь, как и в 2012 году, будет консерваторам и Дале Грибаускайте. Если последние снова возьмутся за свою любимую литуанизацию, то нелитовский электорат вновь будет мотивирован идти на выборы, и ИАПЛ в Сейм попадет. Если не возьмутся — не попадет. Но на вопрос о власти литовские поляки в любом случае не повлияют.
Остается последняя надежда на третью силу — Движение либералов. Собственно, то, что именно литовские либералы теперь воспринимаются частью электората в качестве альтернативы, уже подтвердили последние местные выборы. Но и Движение либералов превращается для литовцев в альтернативу всё больше от безнадежности: никакой программы, хоть чем-то серьезно отличающейся от политики социал-демократов и консерваторов, либералы обществу не предлагают. Просто остальные крупные партии себя уже окончательно дискредитировали, а у либералов еще всё впереди. Но, судя по публичным выступлениям евродепутата Леонидаса, надежды на то, что в будущем аффилированное с СО-ХДЛ и связанное с «ландсбергистами» общим бизнесом в Каунасе Движение либералов не разочарует своих избирателей, практически нет.
Реальной альтернативой, которую так ждет значительная часть литовского общества, может стать только такая политическая сила, которая четко и недвусмысленно выскажется против политического курса Грибаускайте, потребует предоставить Россию и Украину самим себе и вместо «геополитической игры» заниматься многочисленными внутренними проблемами самих литовцев.
Но в нынешних условиях у такой политической силы шансов нет. Потому что как только она заявит о своей программе, системные партии тут же назовут её очередными «популистами», Грибаускайте пригрозит разогнать Сейм в случае создания коалиции с этой партией, Департамент госбезопасности объявит её «рукой Москвы», а против партийных лидеров заведут по несколько уголовных дел. Даже до самих выборов подлинно альтернативную политическую силу в Литве вряд ли допустят.
Так что при всей кажущейся демократии, многопартийности и возможности выбора, в реальности литовским избирателям выбирать практически не из чего. Единственно возможный альтернативный выбор в такой ситуации — вовсе не пойти выборы. За год до выборов именно к этому всё идет: все недовольные нынешним состоянием Литвы избиратели просто махнут рукой на выборы. А многие из них махнут рукой и на саму Литву. Правильно: что толку в ней сидеть, если изменить Литву к лучшему все равно невозможно? Поэтому — в Лондон, в Дублин, в Стокгольм!
Александр Носович
Источник: rubaltic.ru