У китайцев есть притча про то, что некто внушил жителям города, что в такой-то день в строго определенный час из озера появится дракон. Народ собрался в ожидании. В нужное время монстр появился. Чудовище «материализовала» уверенность в том, что обещанное обязательно произойдет.
Эта легенда частенько вспоминается, когда смотришь американские фильмы катастроф.
Сейчас уже стёрлись в памяти названия многочисленных лент такого рода. Но в ней остались выразительные «картинки», исполненные с убедительной и красочной «достоверностью», которую рождают новейшие технологии кино. Небо над Нью-Йорком раскалывают чудовищные молнии, на город надвигается волна чудовищной высоты…
Всеобщее оледенение, волны, залившие город, сковывает арктический мороз, превращая дома мегаполиса в циклопические торосы… Землетрясение невиданной силы. Маленький самолетик с испуганными пассажирами пытается набрать скорость, оторваться от бетонки, чтобы в последний момент спастись в небе от паутины разломов, жуткой сеткой бегущей по земле. И, как символ-апофеоз, статуя Свободы, лежащая на боку и засыпанная песком…
Действительность Америки странным образом идет во след этим фантазиям. В 2001-м словно открылась дверь в новую сумрачную эпоху, иную реальность. Образ рушащихся зданий-«близнецов» Всемирного торгового центра как её высший символ: астрологический знак США – близнецы, а торговля – один из богов.
После наступления двухтысячных годов США регулярно атакуют смерчи, непривычно мощные наводнения и снегопады. Один из новейших зловещих «знаков» – быстро «оживает» вулкан Йеллоустоун, находящийся в одноимённом природном заповеднике. Кратер вулкана, считавшегося потухшим более 600 тысяч лет назад, имеет в поперечнике несколько десятков километров. Специалисты не могут предсказать скорость нынешнего «оживления», но не сомневаются, что в случае извержения произойдет катастрофа, как минимум континентального масштаба.
Да что природные аномалии! Сама жизнь изменилась по сравнению с 1950-ми и 1960-ми до неузнаваемости. Те благополучные, сытые времена в Штатах было принято называть соответственно «golden fifties» и «silver sixties», то есть «золотыми» и «серебряными». Благодаря Второй мировой войне Америка обогатилась и смогла на некоторое время создать «социальный» капитализм. Стереотипами тогда стали образы счастливой многодетной семьи, стоящей на фоне своего коттеджа рядом с большущим автомобилем.
Но когда же, через какую калитку перешла Америка в новую реальность?Наверно, таким рубежом был конец 1960-х и вход в 1970-е. Хотя внешне и они казались относительно благополучными, но не вошли в историю под названием хотя бы «бронзовых». Именно на этом переходе произошли события, которые во многом «запрограммировали» ту реальность, в которой США и остальной мир живут сегодня.
После знаменитого демарша президента Франции де Голля, приславшего в США чуть ли не корабль с долларами для обмена их на золото (доллар тогда официально имел «золотой» эквивалент), Федеральная резервная система отказалась от золотого обеспечения «зелёного». Вскоре появились «нефтедоллары», которые намертво «пришили» страны ОПЕК к этой бумажке. Транснациональные банки и торговля из обеспечивающего элемента экономики превратились в её диктаторов, полностью поставив в подчинённое положение производителей, промышленность.
Красивая теория о том, что торговля за небольшую долю является лишь «посредником» между производителем и потребителем, рухнула. Наступая под лозунгом «каждый занимается своим делом», она фактически лишила производителя права сбывать свою продукцию непосредственно потребителю. Торговля стала диктовать цены покупателю, присваивая за свои «благородные услуги» львиную долю прибыли. Любая промышленная активность оказалась в принципе невозможной без воли банка – даст он кредит или нет.
Население США тоже попало в заложники к банкам за счет взятых кредитов. Хотите слыть достойный членом общества, повысить свой статус – извольте соответствовать этому личным уровнем потребления. Нельзя носить устаревшие предметы гардероба. Что о вас подумает потенциальный работодатель!? Ездить на машине, которой больше пяти лет? Дурной путь, ведущий к статусу лузера.
Как бельмо на глазу была другая часть мира – СССР, которая являла пример жизни не по законам дикого леса. Надо было не дать ей развиваться, ослабить, а в идеале разорить ее гонкой вооружений. После того, как это удалось, показалось – нам нет преград! Но что-то не заладилось. Оптимистические отчеты о росте ВВП показывают его в долларовом эквиваленте, умалчивая, что его львиная доля – это банковский продукт и всякие там деривативы, то есть мыльные пузыри. Колоссальный государственный долг – внутренний и внешний – который нельзя закрыть, подталкивает к поиску вариантов «скинуть» его. А это возможно только с помощью войны, хаоса.
Общество, которое преподносили всему миру, как непревзойденный образец, являет собой что-то чудовищное. Растёт местный и национальный сепаратизм наподобие техасского или индейского. Средний класс – краса и гордость Америки прошлого – живёт «от зарплаты до зарплаты». Америка сегодня словно бы создана по клише сочинений Оруэлла. К социально-экономическим проблемам добавляются пугающие американскую элиту природно-климатические изменения, смещение границы зоны пустынь и полупустынь к северу, что в исторически короткой перспективе, – всего за пару десятилетий, – сулит подорвать производство сельскохозяйственной продукции. Когда-то публицисты отмечали, что инженер и мистик Никола Тесла, работавший в Америке на рубеже XIX – XX веков, когда мир жил эйфорией технического прогресса, «изобрел» XX век для всего мира. Спустя сто лет падением башен-«близнецов» в Нью-Йорке Америка открыла XXI век для себя.
Павел Альтендорф
Источник: narpolit.ru