Прекратите исступленно рыться в прошлом

Прекратите исступленно рыться в прошлом

Обсуждать надо то, что может влиять на нашу текущую жизнь, а не Сталина, Ленина или князя Владимира.

Сохранит ли свое имя «Войковская», где встанет князь Владимир – да какая разница, пусть этим занимаются профессиональные историки, географы и искусствоведы. Это не повод для широких общественных дискуссий.

Следователи эксгумировали останки Николая Романова и членов его семьи – для какого-то особо точного анализа. Сергей Собянин заявил, что станцию метро «Войковская», названную в честь одного из цареубийц, переименовывать не будут – жители против.

Не так давно станции «Битцевский парк» и «Улица Подбельского» переименовали без всяких опросов. Коммунисты, уже можно констатировать, провалили референдум о восстановлении памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянке.

Памятник Владимиру Рюриковичу виртуально поблуждал по Москве и вроде бы остановился на Боровицкой площади. Впрочем, говорить о том, что эта остановка – конечная, преждевременно.

Тем временем в Молдавии озаботились музеем «советской оккупации», на Украине продолжается ленинопад, а Би-би-си публикует очередной ритуальный текст про «миллионы изнасилованных немок».

Все эти разрозненные события на самом деле имеют общую подоплеку. Разные люди с разными целями пытаются навязать нам повестку дня, не имеющую никакого отношения к нашему сегодня.

***

Государство – это не только аппарат насилия, защита от войны всех против всех и т.п. Государство – это общность людей. Мы привыкли разделять государство и общество, хвалить (или ругать) страны Запада за то, что там первое находится под (чрезмерным) контролем второго и переживать (или радоваться) тому, что в России это влияние ниже.

На самом деле, общество и государство в любой стране слиты гораздо теснее, чем может показаться человеку, пребывающему в плену бинарных политологических теорий.

Власть формируется из членов общества, чиновников не присылают с Марса или Нибиру. И если кому-то из чиновников вдруг покажется, что общественные законы для него больше не действуют, ему могут об этом напомнить – как Гайзеру или Хорошавину.

Государство – это люди, а люди рождаются, живут и умирают. Для того чтобы жить долго и счастливо, нужно следить за своим здоровьем. Не только физическим, но и психическим. Самые лучшие физические кондиции не помогут, если из-за депрессии человек не хочет жить.

В нынешнем информационном обществе потребления психические недуги настигают людей гораздо чаще, чем раньше. Мозгу сложно перерабатывать такие объемы информации, он устает, отсюда бессонница, стресс, депрессия. А вездесущая реклама еще и шепчет: «Ты неудачник, работаешь по 12 часов, а смартфон последней модели купить не можешь!».

Впрочем, воздействие рекламы на человека Виктор Пелевин подробно разобрал в «Поколении П», для непонятливых повторил в «Ампир В», и для совсем непонятливых добавил в «Бэтман Аполло». Так что не будем пересказывать классика.

Просто констатируем, что государства состоят из людей и болеют теми же болезнями, что и люди. У нации, как у отдельного человека, может быть стресс, депрессия и психоз. И вызваны они могут быть не только внутренними, но и внешними причинами.

***

При психотерапии одна из главных задач врача – научить пациента жить здесь и сейчас, получать удовольствие от текущего момента. А страдающий от депрессии мозг либо по сотому разу переживает травматичные моменты из прошлого, либо пытается убежать в будущее, где обязательно будет лучше, а сейчас надо немного потерпеть. Некоторые так проживают всю жизнь в надежде на то, что это «лучше» вот-вот наступит, а оно никак не наступает.

Собственно, этим жил Советский Союз, и когда в 1980 году коммунизм не наступил, смерть государства была только вопросом времени. И не надо говорить про то, что, мол, СССР распался из-за того, что кончились нефтяные деньги.

У США во время Великой Депрессии тоже кончились деньги, но о независимости Калифорнии или Техаса тогда никто не заговаривал. И Афган тут ни при чем – «вьетнамский синдром» ведь не привел к попыткам Новой Англии принять декларацию о государственном суверенитете.

Советский Союз умер потому, что утратил желание жить. Это с большим трудом (и далеко не у всех) можно вылечить у отдельных людей, а у государств такое не лечится в принципе.

***

Можно сколько угодно издеваться над теми, кто говорит, что нынешняя российская государственность появилась в 1991 году, но это на самом деле так. Безусловно, нынешняя Россия – наследница и СССР, и Российской Империи, и Московского царства, и Киевской Руси – но именно наследница. Не один и тот же человек. И чем же этого человека с психологической точки зрения информационно «кормили» на протяжении четверти века его жизни?

«Друзья» из числа старых и новых государств Европы при поддержке разнообразных местных активистов активно внедряли комплекс вины. За Прагу и Будапешт, за изнасилованных немок, за репрессии, за взорванные церкви, за расстрелянного царя-батюшку, за крепостное право, за разделы Польши. Кайся, Иван, кайся! Налево и направо, вперед и назад!

Если мы кого-то победили – «трупами завалили». Если проиграли – «так иначе и быть не могло». Если вдруг стали жить хорошо – «вашей заслуги тут нет, это все нефть». Если вдруг ситуация ухудшилась – «а что вы хотели, вы ж работать не умеете».

Комплекс вины – страшная штука, это подтвердит любой психолог. Вылечить его очень сложно. А вот навязать со стороны – гораздо проще, чем, например, манию величия, в которой очень любят обвинять Россию внешние и внутренние «друзья».

Нет. Если уж активно внедрять комплекс вины, то не следует удивляться его последствиям – а это и стремление закрыться от непрошенных советчиков, и повышение агрессивности.
***

Вернемся к началу. Какое отношение к нашим нынешним реалиям имеют исследования останков гражданина Романова или Батюшки-Императора, или Николая Кровавого – кому как больше нравится? Никакого.

Зачем нам Дзержинский посреди города? Незачем! Да и мумия Ленина на Красной площади – зачем она там? Чтобы напоминать? О чем? Ленина надо похоронить и прекратить бессмысленные и никому не нужные разговоры.

Сохранит ли свое имя «Войковская», где встанет князь Владимир – да какая разница, пусть этим занимаются профессиональные историки, географы и искусствоведы в своих профессиональных СМИ. Это не повод для широких общественных дискуссий, не говоря уж о государственном вмешательстве.

То, что происходит в Молдавии, на Украине и других постсоветских странах с их культами «голодоморов», «геноцидов» и «советской оккупации», вообще сложно назвать иначе чем внедрением некрофилии как официального мировоззрения, но мы здесь рассматриваем нашу страну и наши комплексы, а не чужие извращения.

Для того чтобы Россия была здоровым и процветающим государством, надо прекратить исступленно рыться в прошлом взамен советских грез о светлом будущем, а жить здесь и сейчас. И обсуждать всенародно надо именно то, что может влиять на нашу текущую жизнь, а не Сталина, Ленина, Романова или князя Владимира.

Пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов, а нам, пока мы живы, надо жить. Вроде бы банально, но почему же столько людей, которым это не очевидно?

Антон Крылов

Источник: km.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий