Петр Порошенко готовится в самое ближайшее время объявить об окончании так называемой «Антитеррористической операции», продолжающейся с апреля прошлого года. Об этом сообщило украинское информационное агентство УНН со ссылкой на источник в правительстве.
Как говорится в сообщении, команда украинского президента решила не продолжать «бессмысленную бойню» и планирует прекратить все боевые действия в Донбассе. Агентство отмечает, что никаких громких последствий этот шаг не принесет, поскольку «сейчас главные новости мировых СМИ уже прикованы к Сирии и Ираку, а также миграционному кризису в Европе».
Однако, как отмечается в сообщении, это не означает, что конфликт в Донбассе будет полностью исчерпан — военные действия просто будут заморожены на несколько лет.
Напомним, в начале сентября Петр Порошенко объявил об отказе от новой волны мобилизации.
«Я принял решение о том, что в рамках фактического прекращения огня необходимо приостановить мобилизацию. Для реализации данной идею мы на сегодняшний день располагаем первыми хрупкими возможностями», — заявил президент.
Последняя — шестая волна мобилизации, на Украине закончилась 17 августа. Министерство обороны заявило, что ее выполнили лишь на 50%, пояснив, что низкий уровень выполнения обусловлен не уклонениями, а тем, что Генеральный штаб поставил задачу по «увеличению и улучшению качества призывного ресурса».
Кроме того, Порошенко объявил масштабную демобилизацию: «Это является совершенно логично позицией: произошла мобилизация, мобилизованные хлопцы направились в центры мобилизации, их одели, обули, накормили, тренируют на обновленном техническом обеспечении, и они обороняют государство. Теперь произошел запуск масштабного процесса демобилизации — первая часть ребят направляется домой».
«Указ издать не проблема, а вот реализовать его, да еще и усидеть после этого в президентском кресле — из области невероятного», — считает обозреватель МИА «Россия сегодня» Ростислав Ищенко. По его мнению, решение об окончании «АТО» волну протестов среди радикалов.
— Дело в том, что им некуда идти, и они не горят желанием сдавать оружие. А ведь указ о прекращении «АТО» означает немедленную демобилизацию мобилизованных (они ведь под «АТО» призывались) и отвод армии в места дислокации. А кто же тогда будет обеспечивать интересы Киева на оккупированных территориях ДНР/ЛНР? Как объяснить народу, что «террористы-сепаратисты» никуда не делись, а война закончена? Зачем тогда было ее начинать? Что делать с тезисом о «государстве-агрессоре»? А с Крымом? Признавать его переход к России? А если не признавать, то как же демобилизовывать армию, если страна считает оккупированной часть своей территории? А как вести переговоры с Захарченко-Плотницким, если по версии Киева, они хуже, чем никто — «террористы», с которыми переговоры не ведут? Здесь, помимо волны протестов со стороны праворадикалов, полно вопросов без ответов.
Ведь получается, что режим разорил страну, довел ее почти до дефолта и проиграл войну, бессмысленно уничтожив несколько десятков тысяч человек. Боюсь, что в такой ситуации не только праворадикалы, но все общество двинется сметать режим. Это будет уникальный случай, когда украинская власть, без помощи США, организует Майдан, который сегодня в Киеве невозможен. Но станет возможен в случае указа о прекращении «АТО». Ну, и наконец, все враги Порошенко в политикуме — а там все враги Порошенко, немедленно объявят его предателем и возложат на него вину за все проблемы. В этом случае даже Яценюк будет выглядеть лучше.
«СП»: — 2 октября состоится саммит «нормандской четверки», на которой, по сообщению украинских СМИ, будет согласован т.н. «план Мореля», вводящий отдельный закон о проведении выборов в Донбассе под эгидой Киева. Могут ли слухи об окончании «АТО» быть связаны с этим?
— Слухи могут быть связаны с чем угодно (и с этим тоже). Но мне пока неясно, как эти слухи могут материализоваться. Тем более что «план Мореля» Порошенко публично отверг еще до его появления, заявив, во-первых, о невозможности прямых переговоров с Донбассом, во-вторых, внеся в Конституцию изменения, предполагающие особый статус Донбасса.
«СП»: — УНН отмечает, что внимание мирового сообщества приковано сегодня к ситуации в Сирии и Ираке, а также к миграционному кризису в Европе. Насколько сирийская тема потеснила украинскую в мировой повестке дня? Запад готов отказаться от модерирования ситуации на Украине?
— И для США, и для России, и для ЕС конфликты в Сирии и на Украине взаимосвязаны и являются частями одного крупного глобального конфликта. Нельзя выиграть на одной площадке и проиграть на другой. В Сирии США обозначили (только обозначили) готовность к переговорам о «координации усилий» против ИГИЛ *. Их запросная позиция пока неизвестна, поскольку переговоры еще не только не начались, но даже не запланированы. Сомнительно, что в этих условиях США пойдут на существенное ослабление своих позиций на Украине, ничего не получая взамен. Это был бы шаг к полной безоговорочной капитуляции. Развязав руки России на Украине (даже путем «заморозки» конфликта), США не смогут удержать позиции не только в Сирии, но на всем Ближнем Востоке. А это для них — катастрофа глобального масштаба.
«СП»: — Как пишет агентство, военные действия будут просто заморожены на несколько лет. То есть все-таки «второе Приднестровье»? Каковы, по-вашему, перспективы такого сценария? Сможет ли выжить Донбасс, урезанный на две трети в таком статусе, и по силам ли Москве его содержать?
— В случае заморозки конфликта Донбасс не только выживет без проблем, но еще и начнет уверенно двигаться к относительному (в сравнении с Украиной) прогрессу. Вопрос в том, сколько в таком случае продержится Украина? Не думаю, что речь будет идти о годах, скорее, о месяцах. Дефолт, гибель экономики, проигрыш в гражданской войне, потеря интереса Запада. Власти просто не смогут удержать контроль над страной, да и над столицей вряд ли удержат.
— Выход из «АТО» может действительно казаться Порошенко спасительным решением, — считает в свою очередь публицист Дмитрий Скворцов — Поводов тому, обладая больной-то фантазией, можно понавыдумывать массу. Например: «С тех пор, как нами зафиксировано на территории самопровозглашённых „республик“ 150 тысяч вооружённых ядерными боеголовками рязанских десантников, война приобретает не террористический характер, а признаки полноценной оккупации». Как следствие, Киев признает ДНР и ЛНР оккупированной территорией вроде Тавриды и оставляет в окопах войсковые соединения (просто объявляя, что это «места их новой дислокации в связи с изменившейся из-за „российской агрессии“ новой военной доктрины Украины»).
Таким образом, убиваются сразу несколько зайцев. Порошенко наконец-то предстаёт миротворцем в глазах европейских партнёров, а также начинающей задумываться мировой общественности. И, что ещё более важно, накануне выборов — в глазах большинства граждан Украины, уставших от войны, гробов, калек, стремительного обнищания. С другой стороны, войска остаются на месте, и, в случае изменения геополитических раскладов (например, гарантий помощи США или НАТО), всегда можно сотворить повод для возобновления бойни.
«СП»: — А как быть с радикалами?
— Во-первых, самые безбашенные неонацисты уже пополнили счёт «небесных сотен». В результате естественного отбора остались более осторожные, вменяемые и, конечно же — в лице «комбатов» — договороспособные. Кому-то достаточно будет объяснить: «Понимаешь, от нас Европа сейчас требует „поиграться в мир“, но как только, ты ж понимаешь…». Комбатам дадут определенные гарантии по сохранению депутатских мандатов и хлебных мест. А кто неправильно себя поведет, у того уже перед глазами примеры «Торнадо», «Свободы» и отдельно взятых мосейчуков.
«СП»: — Война для многих стала прибыльным бизнесом. Можно ли остановить войну указом президента? Насколько Порошенко тут обладает самостоятельностью в принятии решений? Может ли он сам принять такое решение?
— Именно потому, что Порошенко не обладает самостоятельностью, войну можно остановить «его» указом, написанным советниками посла США. Если бизнесмены от войны (а Порошенко также один из них) будут знать, кто автор документа, не многие из них осмелятся проявить самостоятельность. Для проформы, конечно, повозмущаются тимошенковцы и более мелкие конкуренты олигархического клана Порошенко. Но и им не позволят долго эксплуатировать тему «зрады» (предательства), если, конечно, не изменятся геополитические расклады, и политические ставки Вашингтона внутри Украины.
— «Популизм» Порошенко чисто внешний и рассчитан на западноевропейские круги, которые склоняют его к замораживанию ситуации в Донбассе, — уверена секретарь ЦК ОКП и экс-представитель МИД ДНР в Москве Дарья Митина. — Выгодно такое замораживание и России — в условиях обострения ближневосточной проблемы и необходимости активизации на сирийском направлении украинская тема становится очень дорогостоящей. Тем не менее, нужно понимать, что дальнейшее развитие событий в крайне малой степени зависит от позиции Порошенко и его указов.
Вдоль линии фронта сосредоточена сотня тысяч вооруженных людей и огромное количество техники, которую, невзирая ни на какие липовые отчеты, никто и не думал отводить. Ситуация в любой момент может принять неуправляемый характер. Ситуация с блокадой Крыма демонстрирует, что украинские элиты, связанные с ВПК, не настроены пацифистски, не говоря уже об отмороженном радикальном политическом интерфейсе. Поэтому к содержанию заявлений Киева нужно относиться как к обычным флуктуациям на внешнеполитической арене — в зависимости от конкретной ситуации, Киев может бряцать сабелькой, а может, наоборот, «затихариться» — в преддверии какого-либо очередного саммита.
Дмитрий Родионов
Источник: svpressa.ru