Летняя Олимпиада-2020 в Токио стала настоящей головной болью Международного олимпийского комитета (МОК). Вслед за скандалом с обвинениями в плагиате при разработке официальной эмблемы Игр-2020 — новая сенсация: в отставку подал министр спорта Японии Хакубуну Симомуру. Причина — бюджет на строительство главного стадиона Олимпиады, который, по последним данным, при изначальной смете в один миллиард раздулся до двух миллиардов. Извинившись перед нацией, Симомур вернул в казну полугодовую зарплату.
Мужское решение
Казалось бы, до Олимпиады 2020 года еще очень далеко, однако японцы с упорством, достойным лучшего применения, влипают в одну неприятную историю за другой. На сей раз скандал разгорелся вокруг главного стадиона Игр, где пройдут церемонии открытия и закрытия. Еще не построенная арена в Токио должна вмещать 68 тысяч зрителей. К проектированию японцы привлекли всемирно известного британского архитектора иракского происхождения Заху Хадида, в послужном списке которого, например, — Национальный музей искусств XXI века в Риме и Центр современного искусства в Цинциннати (США).
Проект оценивался в миллиард долларов, но смета выросла почти в два раза, что возмутило авторитетных японских архитекторов и общественность. Японцы не согласны с безумными, по их мнению, тратами правительства на строительство спортивного сооружения.
Нарастающее напряжение в японском обществе попытался снять министр образования, культуры, спорта, науки и технологий Хакубун Симомура. Он извинился перед народом Японии за «причиненные неудобства и беспокойство» и объявил об отставке. Премьер-министр Синдзо Абэ отставку принял, но попросил Симомуру задержаться на своем посту, пока не будет найдена адекватная замена.
Симомура решил также вернуть государству зарплату за последние полгода. Его примеру последовали еще несколько крупных чиновников ведомства.
Хакубун Симомура Фото: Issei Kato / Reuters Обвинения в плагиате
А ведь совсем недавно, в июле 2015 года, оргкомитет Игр-2020 оказался в центре другого громкого скандала. Летом в Токио состоялась презентация официальной эмблемы грядущей Олимпиады, представляющей собой букву «Т» в золотом, красном, черном и сером цветах. Разработал ее молодой японский дизайнер Кэндзиро Сано, лауреат международного фестиваля рекламы «Каннские львы».
Спустя неделю после торжественного мероприятия в адрес организаторов Игр поступила жалоба от другого дизайнера — Оливье Дэби из Бельгии, который усмотрел в эмблеме плагиат по отношению к логотипу, разработанному им два года назад для театра в Льеже. Обвинения были категорически отвергнуты Сано: «В Бельгии не был, с творчеством льежского театра не знаком».
Японцев поддержал Международный олимпийский комитет, назвавший претензии Дэби необоснованными.
«МОК и “Токио-2020” проверили авторские права до запуска эмблемы. Что касается бельгийского логотипа, то он не защищен. Мы сравнили дизайн и не считаем, что у нас есть проблемы», — заявил ТАСС председатель координационной комиссии по подготовке к Играм Джон Котус.
Несмотря на попытки сделать хорошую мину при плохое игре, скандал замять не удалось. История с плагиатом приобрела международные масштабы, и японцам пришлось отказаться от своего логотипа. При этом генеральный секретарь оргкомитета Игр-2020 Тосиро Муто отметил, что японскому народу сложно понять и смириться с таким решением.
Новую символику пообещали представить в ближайшее время.
Фото: Sho Tamura / Aflo / Global Look Ядерная угроза
О столице летних Игр-2020 мир узнал в сентябре 2013 года. В финале Токио противостояли Стамбул и Мадрид. Испанская столица, явный аутсайдер, выбыла в первом раунде голосования. В пользу турков было то, что Олимпиада в Стамбуле ни разу не проводилась, а Токио принимал Игры в 1964 году. Стамбул в пятый раз претендовал на Олимпиаду, и турки очень надеялись на благосклонность комиссии.
Однако с небольшим перевесом победила японская столица, после чего сразу пошли разговоры о сомнительности такого выбора. Прежде всего, смущала близость Токио к печально известной АЭС «Фукусима-1», где в марте 2011 года после 11-балльного землетрясения и цунами произошла радиационная катастрофа с эвакуацией местных жителей в радиусе 30 километров от станции.
Японцы отвечали просто: от Токио до АЭС 240 километров, и авария никак не повлияла и не повлияет на японскую столицу.
Сдается, что скандальный уход Хакубуну Симомуру отнюдь не последняя капля в водовороте проблем оргкомитета летних Олимпийских игр 2020 года.
Алексей Гусев
Источник: lenta.ru