Как организаторы Игр нарушают экологию и уничтожают исторические ценности.
В Южной Корее вырубили 58 тысяч деревьев из заповедного леса ради строительства горнолыжной трассы для зимних Игр-2018 в Пхенчхане. «Лента.ру» вспоминает другие случаи, когда при подготовке к Олимпиадам организаторы наносили ущерб окружающей среде.
Решение расстаться с 23 гектарами заповедного леса организаторы Игр в Пхенчхане объяснили острой необходимостью соответствовать требованиям Международного Олимпийского комитета. По словам представителей оргкомитета Олимпиады, только там можно построить горнолыжную трассу, отвечающую стандартам МОК.
Это вызвало бурное негодование как в самой Южной Корее, так и за ее пределами. На горе Гаривон, где была произведена вырубка, произрастали 500-летние деревья. Здесь же издревле выращивали женьшень. По мнению представителей правозащитных и экологических организаций, в том числе Greenpeace, после столь грубого вмешательства естественная среда этой местности восстановлению не подлежит.
В свое оправдание организаторы отметили, что сократили площадь вырубки с 33 до 23 гектаров, а также пообещали посадить 1200 новых деревьев по окончании соревнований, которые пройдут с 9 по 25 февраля 2018 года.
ОИ-2014, Сочи
Подготовка к первой зимней Олимпиаде в России постоянно сопровождалась различными скандалами, связанными со строительством олимпийских объектов. Один из них был вызван решением уничтожить плантации Российского НИИ цветоводства и субтропических культур Россельхозакадемии, где произрастали редкие сорта чая, инжир и фундук. Вместо этого были возведены коттеджные поселки для местных жителей, которых вынужденно переселили из-за строительства новой автомобильной трассы.
Также из-за строительства (пусть и косвенно) серьезно пострадала уникальная Хостинская тисо-самшитовая роща.
Вместе с материалами для озеленения олимпийских объектов в Краснодарский край из Италии была случайно завезена бабочка-вредитель, не встречавшаяся ранее в этой местности. В итоге от насекомых пострадало около 70 процентов зеленых насаждений, полностью восстановить нанесенный ущерб так и не удалось.
Тысячелетний тис в Тисо-самшитовой роще, Сочи Фото: Анна Мартынова / Фотобанк Лори ОИ-1980, Москва
Летние Олимпийские игры 1980 года — одно из самых масштабных событий в истории СССР, и подготовка была соответствующей. Благодаря Играм в Москве возвели новые спортивные объекты, гостиницы и даже целый жилой микрорайон. Однако строительство не всегда велось на пустырях или на месте не имеющих исторической ценности зданий. Для возведения некоторых объектов пришлось пожертвовать памятниками архитектуры.
Специально для Игр в центре столицы построили спорткомплекс «Олимпийский». Для такого крупного сооружения пришлось полностью снести несколько переулков с домами, представляющими историческую ценность. Под бульдозером оказались дом художника Поленова, а также множество деревянных построек конца XIX-го — начала XX-го века.
Многие специалисты также отмечают, что Олимпиада послужила причиной сноса старых деревянных домов из эстетических соображений — в Сокольниках, Коломенском, Кусково. Однако это могло быть и частью генплана по расширению и обновлению города, не имевшему отношения к Играм.
ОИ-1964 и ОИ-2020 в Токио
Подготовка к олимпиадам может негативно сказаться не только на экологии или объектах культурно-исторического наследия, но и на судьбе отдельно взятых граждан.
Панорама Токио перед ОИ-1964 Фото: AP
Олимпийские игры стали настоящей напастью для 80-летнего жителя Токио Кохэи Дзино. В начале 60-х японец был вынужден переехать из родного дома из-за строительства олимпийских объектов к летней Олимпиаде-1964. Но спустя 50 лет история повторилась. Жилище Дзино снова подлежит сносу, теперь из-за возведения нового стадиона для Игр-2020, которые также пройдут в столице Японии.
«Они забирают у меня самое ценное, что осталось от моей семьи. Из-за Олимпиады я потеряю окружение, которое очень люблю, друзей, что были рядом так долго. Там, куда меня переселят, я останусь в неопределенности, одиночестве и боли. Я хотел бы, чтобы второй Олимпиады в Токио не было», — заявил Дзино.
По словам японца, он бы смог пережить один вынужденный переезд, но два переселения в течение полувека — это уже чересчур.
Алексей Гусев
Источник: lenta.ru