Кризис поставил вопрос ребром – либо в Европу, либо в Россию, но точно не оставаться в Литве. В 2008 г. такая дилемма возникла перед многими жителями Прибалтики. В истории нашего сегодняшнего героя выбор был сделан в пользу России.
Виктор, 31 год, инженер. Поддавшись всеобщей эмигрантской молодежной моде в 2008 г., променял уютный быт домашнего Шауляя на янтарные закаты Калининграда.
«Когда переехал…»: кризис и мода на эмиграцию
На момент 2007 года я работал в самой крупной проектной организации Шауляя. У нас в коллективе была женщина, брат которой жил в Америке и занимался там перевозкой автомобилей. Именно от него я услышал, что в США назревает кризис. Подумал, что вскоре дойдет и до нас. В Литве начали стремительно падать цены на недвижимость, люди стали терять работу, строительство практически остановилось. Жизнь стала заметно ухудшаться. Я понял, что в нашей строительной сфере назревает очень серьезный кризис. Тогда и задумался об эмиграции из Литвы.
Уезжать из Литвы стало вдруг модным. Многие при этом все же собирались вернуться. Кстати, резкое падение цен на жилье было спровоцировано в том числе и эмиграцией. Жилье в Литве стало невостребованным. Все уезжали и уезжали, и пока никто не возвращался.
Из моих друзей и знакомых Литву покинуло примерно 60-70%. Некоторые просто уехали из Шауляя в более крупные города – в Вильнюс и Каунас. Но в основном, конечно, перебирались в другие европейские страны.
У меня тоже появилось желание уехать куда-нибудь. Россию я тогда не рассматривал: я знал, что там все будет очень сложно из-за документов. Я бы ни за что не воспользовался программой переселения – это очень сложно с точки зрения бюрократии.
Cherchez la femme
Я рассматривал всевозможные варианты, но переехал все равно в Россию: я встретил девушку из Калининграда, которая стала моей женой. Мне перебраться в Калининград было проще, чем нам вдвоем в какую-то другую европейскую страну. Во-первых, мне в России было проще найти работу, чем ей в Европе. Во-вторых, сложностей с ее документами в ЕС было бы больше, чем с моими в России. В итоге в России оказалось меньше бюрократических проволочек, проще найти работу, которая хорошо оплачивается. Поэтому я выбрал Россию и до сих пор тут живу, несмотря на то, что с женой мы давно в разводе.
На новом месте: чувствую себя своим
Когда я переехал в Калининград, никакого культурного шока не испытал. Наши молодежные культуры оказались очень похожи. Просто литовцы более агрессивная нация, а тут для меня все спокойнее.
h_wn0f8TQ_4.jpgУдивило в Калининграде меня большое количество бездомных животных на улице. Такая проблема была в Литве в 90-е годы, но от нее избавились. Я думаю, что это удивляет всех европейцев, которые приезжают в Калининградскую область. А так – те же хрущевки, те же бомжи, все одно и то же.
Сколько я живу в Калининграде, ни разу у меня не возникало желание вернуться в Литву. И я думаю, что не у многих оно появится. Я не знаю, что должно произойти в Литве, чтоб туда начали возвращаться. Потому что Литва экономически нестабильная страна. Более нестабильная, чем Россия. В России хоть и происходят скачки валют, инфляция и все остальное, но тут все равно более стабильно. А в Литве сейчас очень просто потерять работу. У работодателей растут требования, потому что на рынке труда много безработных. Из-за этого растет конкуренция. А в Калининграде нет проблем с тем, чтобы заработать деньги.
Многие из моих друзей уехали в Англию, Ирландию, Норвегию. Порой я с сожалением думаю, что не уехал, как и они, туда. Но это просто размышления, а не зависть. Понятно, что у них гораздо больше зарплаты и в чем-то больше возможностей, но есть одно «но». Все они все равно чувствуют в этих странах себя чужими. И к ним относятся как ко второсортным людям, несмотря на то, что все они европейцы. И в большинстве случаев они, литовские эмигранты, занимают те же должности, что и приезжие из третьих стран.
А в Калининграде я чувствую себя своим. Ни разу я не сталкивался здесь с такими проявлениями, типа «ты, литовец, иди отсюда». Здесь нет никаких притеснений. Думаю, Россия вообще очень толерантная к другим нациям страна, особенно в сравнении со странами ЕС. Это мое личное ощущение.
Сложно ли быть в Калининграде эмигрантом? Нисколько. Ну, бывают у местных шутки на тему политической ситуации в Литве. А так никакого предвзятого, особого отношения к себе я не чувствую.
«Литва неплохая страна». Но…
Самоидентификация? Я чувствую себя русским, да. Мои мысли на русском, читаю я на русском языке.
Я не принимаю активного гражданского участия в жизни Литвы, не хожу на выборы– я хоть и гражданин Литвы, но там не живу и возвращаться не собираюсь. Не знаю, какое будущее ждет Литву. Думаю, что люди будут дальше эмигрировать. Страну заселят беженцами. Шучу, конечно. Но в каждой шутке есть доля правды. Я думаю, не от хорошей жизни люди бегут. Если люди бегут, чтобы мыть полы за 800 евро в чужой стране, это многое говорит об их родном крае. Литва неплохая страна, там живут хорошие люди. Тем не менее я совершенно не жалею, что уехал из Литвы, и даже не могу ничего такого отметить, чего бы мне тут не хватало.
Из всех моих шауляйских друзей вернулся только один. Один! Притом вернулся он только потому, что те печи, которые он строил в Англии, он стал поставлять в Литву. Других ребят из моих знакомых, кто бы хотел и мог вернуться в Литву, у меня нет.
Планы на будущее
Не хочу уезжать в крупные российские города. Там красиво, но очень большие расстояние и все теряется. А Калининград – хорошее место для проживания, все компактно, близко, пока еще даже не большие пробки.
Уехать в Европу? Да, порой появляются такие мысли. Прежде всего из-за ситуации с рублем и дешевизной моей работы. От этого появляются мысли переехать в Европу. Но пока еще терпимо.
Источник: rubaltic.ru