Донбассу не дают выбирать

Донбассу не дают выбирать

На вчерашнем заседании Минской контактной группы вновь выявились расхождения сторон, прежде всего, в части отношения к местным выборам, намеченным на Востоке Украины.

Как известно, ранее украинская сторона предлагала провести выборы в Донбассе на основе украинского законодательства 25 октября, как и во всей стране. В свою очередь власти самопровозглашенных республик намереваются устроить их в другие дни: 18 октября в ДНР и 1 ноября в ЛНР.

Киев резко отрицательно отнесся к такой инициативе, посчитав ее нарушением Минских соглашений. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что ни одна страна Североатлантического альянса не признает легитимными выборы, если они пройдут не в соответствии с украинским законодательством. “Любые выборы, которые состоятся в Восточной Украине и не будут отвечать украинскому законодательству, будут означать нарушение Минских соглашений, они будут считаться фейковыми и не будут признаны ни одной страной-членом Альянса”, – цитируют СМИ его заявление, сделанное на совместном с Петром Порошенко брифинге.

Дополнительно запутала ситуацию и инициатива полпреда Луганской народной республики в Контактной группе Владислава Дейнего, который предложил провести выборы на неподконтрольных Киеву территориях 21 февраля 2016 года.

Уточнение его донецкого коллеги Дениса Пушилина, сказавшего, что даты выборов глав городов и районов в республиках переносить не собираются, а речь идет лишь о “втором уровне” голосования, ситуацию не спасает: установленные сроки – 18 октября и 1 ноября – таким образом остаются. А что еще хуже – остается нерешенной проблема соответствия намеченной процедуры украинскому законодательству.

Надо сказать, что все это не стало каким-то сюрпризом. Политологи, внимательно следящие за переговорным процессом, изначально говорили о том, что реализация Минских соглашений будет затруднена. Прежде всего, потому, что одни и те же положения их текста воспринимаются сторонами совершенно по-разному. Собственно, разногласия проявились почти сразу же после того, как стороны приступили к формальному выполнению Минских соглашений.

Так, вроде бы в соответствии с этими соглашениями Киев обнародовал закон, который для удобства сегодня называют “законом об особом статусе Донбасса”. Он действительно предусматривал введение в регионе особого порядка самоуправления, предоставляя местным властям значительные полномочия.

Украинский политолог Олеся Яхно напомнила “Росбалту”, что “закон об особом статусе” был принят еще в прошлом году и тогда он полностью устраивал представителей “республик”. “Однако после того, как в марте 2015 года в закон были внесены поправки, вызванные необходимостью коррекции согласно Минска-2 и Минских соглашений (определение конкретных районов и вступление в силу закона об “особом статусе” после выборов), представители ДНР и ЛНР резко стали его критиковать, потому что никаких ответных шагов по деэскалации и восстановлению границы не намерены были предпринимать”, – отмечает эксперт.

Скажем также, что этот закон предусматривал лишь “особый порядок”, а вовсе не автономию региона, которую подразумевали ополченцы. Но главное, и на это обратила внимание Олеся Яхно, закон должен вступить в силу только после проведения на Юго-Востоке выборов в местные органы власти по украинским законам, вывода из региона всех иностранных (читай – российских) вооруженных формирований и передачи государственной границы Украины с Россией под контроль украинской стороны.

Сразу было понятно, что базовые положения этого закона являются, мягко говоря, трудновыполнимыми. Сегодня трудно представить себе передачу границы под контроль украинских силовых структур, хотя бы потому, что это немедленно положит конец бесконтрольному передвижению через нее людей и грузов, в том числе, “добровольцев” и “гуманитарных конвоев” с непонятной “начинкой”. Конечно, такая ситуация категорически неприемлема как для руководства ДНР и ЛНР, так и для России, что в данном случае является главным и существенным фактором.

Вице-президент Центра политических технологий и заведующий украинским бюро Центра, политолог Георгий Чижов подчеркивает, что в трактовке Минских соглашений каждая из сторон руководствуется собственной логикой.

“Что первично: выборы или контроль над границей – в соглашениях прямо не прописано, – сказал Чижов “Росбалту. – Каждая сторона включает свою логику. Украинская логика такова: о каком соблюдении законов Украины на выборах можно говорить без контроля над границей?”

Данная неопределенная ситуация только закрепилась после принятия Верховной радой в первом чтении поправок к Конституции Украины, которые предусматривали возможность “специфического осуществления местного самоуправления в этом регионе”, то есть, введения каких-то элементов автономии на Донбассе, хотя так это и не называлось.

Но вступление в силу этих поправок было опять-таки обусловлено началом действия “закона об особом статусе”, который, как только что говорилось, мог вступить в силу лишь после выполнения нескольких неприемлемых для “сепаратистов” и РФ условий. Ну, а поскольку в Донбассе к тому времени объявили о своих выборах, причем проводимых отнюдь не по украинским законам, вступление в силу этих поправок оказалось под большим вопросом.

“Назначение “отдельных выборов” явно нарушает Минские соглашения. – полагает Георгий Чижов. – Лидеры Луганска и Донецка заинтересованы в затягивании процесса. Ведь не за возвращение в Украину бились и они, и их бойцы. Поэтому в рамках тех возможностей, которые им оставляет Москва, они пытаются будоражить ситуацию и тянуть время”.

Однако лидеры мятежного региона в свою очередь заявляют, что намереваются проводить выборы в полном соответствии с буквой и духом Минскских соглашений. По их мнению, проведение выборов является первичным требованием, а вывод “иностранных войск” и передача под контроль границы – вторичным.

Казалось бы, проще всего открыть документы и выяснить, на чьей стороне правда. Но они, будто бы нарочно, составлены таким образом, что допускают, при желании, совершенно противоположные трактовки.

Например, пункт девятый соглашений, на который ссылаются обе стороны, подразумевает восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования к концу 2015 года. Однако далее это положение обусловлено выполнением еще ряда условий. В частности, вступлением к концу 2015 года в силу новой Конституции Украины, в которой будет прописана децентрализация управления страной и особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Понятно, что каждая сторона обращает в этом тексте внимание на те позиции, что отвечают только ее собственным интересам. Об этом прямо говорил представитель Донецка в Контактной группе Денис Пушилин, выдвигая и дополнительные условия.

“Прежде чем нам придется передавать границу, мы должны увидеть совершенно другую Украину, – подчеркнул он на проходившем в Луганске Круглом столе с показательным названием “Пути интеграции Донбасса в Россию”. – При выполнении Минских соглашений мы увидим Украину с новым правительством, федеративную, учитывающую интересы абсолютно всех граждан”.

Характерно и то, что далее Пушилин отметил, что консенсус сторон будет возможен, когда вступит в действие “согласованный с нами закон о выборах, особый статус и еще ряд моментов, которые Украина пока не выполнила, и не выполнит в ближайшем обозримом будущем”.

То есть, официальный представитель ДНР заранее заявил, что Минские соглашения не будут выполнены Украиной. По умолчанию из этого следует, что и Донбасс не будет во всем следовать этим соглашениям.

Но, как ни странно, в то же время такие “разнопрочтения” текста соглашений дают сторонам определенное пространство для маневра. Если выборы в республиках пройдут строго по украинским законам и в установленные Киевом сроки (что, конечно, крайне маловероятно, учитывая невозможность участия в них “украинских” партий), Киев сможет рапортовать о своей победе и формальном возвращении мятежных территорий в лоно “неньки-Украины”.

Если же Донбасс проявит упрямство и проведет свои собственные выборы без оглядки на Киев, то последнему можно будет опять-таки вздохнуть с облегчением и отозвать “неудобный” закон и “неприятные” поправки.

Правда, есть мнение, что “сепаратисты” все же готовы идти на уступки. Российский политолог Алексей Чеснаков заявил в интервью “Росбалту”, что “республики готовы проводить выборы по украинскому законодательству, они согласились, чтобы в каждой избирательной комиссии был представитель украинской стороны”. Роль ОБСЕ также, по утверждению Чеснакова, “всеми признается”.

Если Киев устроит эта не вполне убедительная аргументация (что также весьма маловероятно), то победу могут праздновать уже “республики”, поскольку такие выборы будут являться “украинскими” лишь формально. Если же выборы, проведенные по правилам “сепаратистов” не будут признаны, то уже уже у них появляется повод говорить о том, что Украина “не выполняет Минских соглашений” и “тянет время”.

Помимо лидеров Донбасса эта ситуация будет выгодна, прежде всего, Москве. С этим полностью соглашается Алексей Чеснаков: “Возможно, Россия не против того, чтобы увеличить свое влияние на Украину. А почему бы и нет? Почему надо отказываться от такой возможности? Это политика на основе национальных интересов, – говорит эксперт. – Украина вообще-то не выбирает между хорошим и плохим сценарием. У нее есть выбор между плохим сценарием, очень плохим сценарием и самым плохим сценарием. Таковы условия”.

Однако даже при такой “выгодной” для России ситуации вероятность выполнения соглашений невелика. Опять же потому, что слишком слабым с юридической точки зрения получился этот документ. Так считают сегодня многие аналитики, в частности, Георгий Чижов.

“Полное выполнение Минских соглашений в нынешнем варианте считаю, в принципе, невозможным, – заявил “Росбалту” Чижов. – Они прописаны неряшливо и содержат неприемлемые, если понимать их буквально, положения для каждой из сторон. В то же время, они не содержат прямых указаний на порядок их реализации, не прописывают, что за чем должно следовать. Впрочем, соглашения выполнили на сегодня свою задачу: масштабные боевые действия остановлены. И это главное”.

“В целом, я считаю, уже хорошо, что более-менее выполняется военная часть Минских соглашений, – соглашается с ним Олеся Яхно. – Политическая же часть требует одновременного выполнения всех пунктов. Потому что никто – ни Украина (с точки зрения реинтеграции), ни Россия (с точки зрения возврата границы), ни “ДНР” и “ЛНР” (с точки зрения ответственности) не готовы к быстрому выполнение не де-юре, а де-факто политической части. Разрушенная граница между Украиной и Россией – это как рана, она не заживет сразу после того, как туда пришить кусок кожи. Особенно если учесть, что на Донбассе на военную составляющую наложилась и коррупционная, имею в виду контрабанду”.

Эксперт также полагает, что выборы в Донбассе, если они пройдут сейчас, не будут признаны. “Эти выборы, в случае их проведения, никто не признает, в том числе Россия. Киев намерен к концу года проголосовать за изменения в Конституцию во втором чтении, чтобы продемонстрировать, что он полностью выполнит свою часть, самую сложную кстати, в Минских соглашениях”, – заявила “Росбалту” Олеся Яхно.

По мнению Георгия Чижова, в случае проведения “внеплановых” выборов на Донбассе, реакция Киева будет негативной, но спокойной. Ни введения военного положения, ни выхода из режима Минских соглашений, скорее всего, не произойдет. Киев может пригрозить “вычеркиванием” строчки в переходных положениях Конституции о “законе об особом статусе”, но сам закон вряд ли отменит. Европа же, считает Георгий Чижов, будет увещевать стороны конфликта, может, даже символически ужесточив санкции против России. Но только символически.

Политолог также высказал предположение, что под давлением Европы и России местные выборы на Востоке Украины все же перенесут, и тогда переговорный процесс продолжится.

Сегодня представители сторон вновь сели за стол переговоров, чтобы попытаться правильно “перевести” текст заключенных в феврале соглашений на какой-то один, всем понятный одинаково язык. Политическая подгруппа диалог уже закончила, комментарии обещают позже.

Юрий Гладыш

Источник: rosbalt.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий