Должен ли президент Обама встретиться с президентом Владимиром Путиным, когда они оба приедут в Нью-Йорк на открытие Генеральной Ассамблеи ООН?
Напряжение между двумя странами нарастает в связи с прибытием российских вооруженных сил в Сирию, и Белый дом, по всей видимости, пока не решил, стоит ли президенту Обаме встретиться с российским лидером один на один, чтобы выработать совместную стратегию теперь, когда собственная внешняя политика Обамы в этом регионе потерпела фиаско.
Такой саммит станет ошибкой. В его проведении нет никакой необходимости, а встреча с Путиным, вероятнее всего, принесет больше проблем, чем решений. Нам пора уже отказаться от чисто американской уверенности в том, что личные встречи лидеров всегда приносят положительные результаты: саммиты не являются панацеей для решения самых разных проблем. У саммитов должна быть программа, включающая в себя по возможности достижимые цели, и обе стороны должны быть в равной степени заинтересованы в достижении этих целей. Кроме того, эти встречи должны основываться на взаимном уважении лидеров двух стран. Даже в период холодной войны саммиты считались встречами равных.
Саммит с Путиным в Нью-Йорке не будет отвечать ни одному из этих критериев. Лидерам США и России нечего обсуждать, кроме недовольства Белого дома миром, который отказывается играть по правилам его внешней политики. У России тоже нет никаких причин встречаться с лидером США: она отлично понимает, что именно она делает. (Смелые шаги Кремля нельзя назвать мудрой политикой, но все же это политика, что дает ему некоторое преимущество перед американцами.)
Кроме того, Владимир Путин, очевидно, ненавидит Барака Обаму. Зачем же предоставлять Путину еще одну возможность продемонстрировать его неприятие, и зачем давать Кремлю шанс в очередной раз продемонстрировать несостоятельность администрации Обамы? Мы не раз уже это видели. Еще одна встреча не изменит тот факт, что дипломатические отношения США с Россией полностью сошли на нет, и случилось это в результате провала «перезагрузки» отношений с Москвой.
Даже обсуждать возможность проведения саммита — это плохая затея. Такие дискуссии заставляют американцев выглядеть нуждающимися и потерянными. Путин в любом случае приедет в Нью-Йорк, поэтому публичные рассуждения о возможности проведения саммита дают российскому лидеру возможность решать, станет ли он встречаться с президентом США в его собственной стране. Для меня остается загадкой то, как этот Белый дом после семи лет работы может путаться в самых простых принципах публичной дипломатии. Подобно персонажу из фильма «Помни» (Memento), который не способен удерживать в памяти ничего дольше 15 минут, эта команда Белого дома как будто начинает каждый новый день с нуля, когда речь заходит о дипломатии.
Даже если президенты США и России встретятся, о чем они будут говорить? Неужели они будут сидеть вдвоем в комнате, и наш президент будет рассказывать Путину, как он расстроен тем, что Россия решила воспользоваться ситуацией, спровоцированной серией провалов внешней политики США? Два года назад Джон Шиндлер (John Schindler) и я предупреждали на страницах этого самого издания, что Россия обязательно заполнит на Ближнем Востоке тот вакуум, который создал Обама. Почему же теперь Путин должен выслушивать угрозы и жалобы Обамы на то, что американцам стоило предвидеть давным-давно?
Эта встреча — не просто потенциальная ошибка публичной дипломатии, в ней попросту нет никакой необходимости. Встреча между представителями этих двух держав уже происходит в другом месте: министр обороны США Эштон Картер (Ashton Carter) и министр обороны России Сергей Шойгу уже без лишнего шума наладили связь и начали обсуждать эти вопросы. Именно так все и должно быть. Пусть главы министерств обороны выработают конкретные предложения по ключевым пунктам — к примеру, «правила движения» в небе над Сирией — а затем доложат об этом лидерам своих стран. Президенты не должны лично встречаться, чтобы решать подобные вопросы.
Наконец, есть еще одна важная причина для прекращения всех разговоров о возможном саммите: Владимир Путин уже составил мнение о текущей администрации, и он не собирается его менять. Путин уже оценил характер Обамы и пришел к выводу, что этот человек не достоин его уважения. Иногда на саммитах лидеры узнают друг друга заново, с иной стороны, что помогает задать тон их последующей дискуссии. Но на этот раз такого не случится.
США не стоит слишком многого ожидать от Путина, и в этом по большей части виноваты мы сами. В течение многих лет администрация Обамы демонстрировала отсутствие компетентности и серьезности — не только посредством непоследовательной политики, но и посредством постоянных и необъяснимо глупых презентаций президента США в качестве себялюбивого и поверхностного человека. (Можно долго шутить по поводу фотографий Путина без рубашки, но по крайней мере он никогда и нигде не загуливал со штативом для селфи.) Такие трюки могут сработать только с теми людьми, которым Барак Обама уже нравится, однако в жестоком мире авторитарных лидеров, таких как лидеры России и Китая, они скорее свидетельствуют о том, что президент США — это не тот человек, которого стоит воспринимать всерьез. И эти режимы ведут себя соответственно — от захвата Украины до претензий на острова в Тихом океане.
Очередной саммит не поможет решить ни одну из этих проблем. Более того, еще одна встреча между холодными и расчетливыми профессионалами Кремля и дилетантами Белого дома может еще больше навредить тому, что осталось от репутации президента Обамы. Поэтому позвольте мне не просто призвать отказаться от обсуждения возможности проведения саммита, а сделать еще более радикальное предложение: давайте признаем, что в саммитах больше нет никакой необходимости, по крайней мере в саммитах с Россией, до прихода к власти новой администрации. И пусть это станет хорошим уроком для следующей администрации, будь то демократическая или республиканская, что авторитет — это сумма капитала, которая сокращается в результате даже самых незначительных расходов. Президент Обама полностью опустошил запасы этого ресурса, и нам не нужен еще один саммит, чтобы лишний раз в этом убедиться.
Том Николс
Источник: inosmi.ru