Шесть стран ЕС, где соглашение об ассоциации с Украиной еще не вступило в силу или не ратифицировано, реализуют его без помех.
Соглашение об ассоциации Украины и ЕС подписали уже 23 страны, однако в двух странах – Греции и Кипре – оно пока не ратифицировано. Еще в четырех странах (Италии, Бельгии, Нидерландах, Чехии) соглашение не вступило в силу. Решение о ратификации должно быть принято до 1 января 2016 года. ИА «Блокнот» разбирался, могут ли две европейские страны или другие акторы помешать реализации соглашения.
Как ранее предупреждали Владимир Путин и Дмитрий Медведев, в случае ратификации соглашения, Россия введет обычные пошлины для украинского импорта (вместо действующих сейчас льгот), а также продовольственное эмбарго. Параллельно, как отмечали некоторые украинские и западные СМИ, российское руководство прилагало усилия к тому, чтобы убедить Украину изменить свой евроинтеграционный выбор и вступить в Таможенный союз ЕАЭС.
На сегодняшний момент появились обстоятельства, которые могут, как минимум, усложнить принятие соглашения об ассоциации. И хотя они связаны с Грецией и Кипром, ряд экспертов объясняют их российским влиянием на эти страны.
Победа партии «СИРИЗА» на парламентских выборах в Греции, с одной стороны, обозначила курс страны на выполнение принятых ранее премьер-министром Алексисом Ципрасом договоренностей на получение третьего транша финансовой помощи от ЕС в обмен на реструктуризацию греческой экономики на условиях Союза. С другой, на поддержку дружественных отношений с Россией, о чем упомянул в своем поздравлении в связи с принятием Ципрасом новой должности Владимир Путин.
Ранее на заседании МИД ЕС Греция не поддерживала обвинений ЕС в адрес России в эскалации украинского конфликта и продления антироссийских санкций. В качестве аргумента они приводили потерю греческими сельхозпроизводителями и экспортерами фруктов около 430 миллионов евро из-за ответных мер, принятых Москвой, в виде запрета на ввоз ряда продуктов из стран ЕС. Однако в конечном счете, страна все же поддержала санкции.
Публичное влияние российского лобби на Кипр не так сильно, как ранее, однако бизнес, связанный с Россией, в 2014 году обеспечивал около 10% экономики островного государства. Кризис в России спровоцировал снижение туристического потока на Кипр, а закон о деофшоризации экономики увел из финансового поля острова большинство зарегистрированных там российских компаний. Влияние российского бизнеса в этой стране снижается, однако, по мнению экспертов, все еще сохраняется.
При этом Киев продолжает заявлять о своем курсе на Европу. Вчера завершился двухдневный визит генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в Украину. Он принял участие в заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), где обсуждал с президентом Петром Порошенко особенности новой Военной доктрины страны. Новую Военную доктрину Порошенко подписал еще в начале месяца. Там он обозначил главную цель до 2020 года: “евро-атлантическую интеграцию, необходимость приведения всей украинской оборонно-военной системы в соответствие со стандартами НАТО, достижения критериев членства”.
Военная доктрина не входит в Соглашение об ассоциации, однако тоже демонстрирует поворот Украины в сторону ЕС. В свою очередь, соглашение включает в себя экономическую и политическую составляющие.
Одно из основных положений соглашения – создание зоны всеобъемлющей и углубленной торговли между Европейским Союзом и Украиной. Она не принесет никаких потерь европейским странам, окажется выгодной для украинских компаний в долгосрочной перспективе, но может негативно сказаться на России, полагают эксперты ИА “Блокнот”.
В частности, Москва опасается появления на своем рынке недорогих и качественных европейских товаров под видом украинских. Помимо этого, переориентированный на ЕС украинский рынок может быть закрыт для значительной части российской продукции в связи с иными техническими стандартами. Наконец, снятие торговых барьеров между ЕС и Украиной означает по крайней мере частичную переориентацию их спроса на продукцию друг друга. Об этом еще в прошлом году писал в своей колонке в газете “Ведомости” заведующий лабораторией международной торговли Научного направления “Реальный сектор” Института Гайдара Александр Кнобель.
По его мнению, такое реформирование экономико-политической системы Украины без принятия соглашения не могло быть реализовано ранее. Каждая отдельная инициатива натыкалась бы на противодействие групп с особыми интересами. А в условиях большой коррупции есть все возможности заблокировать большую часть необходимых преобразований. В то же время, ссылка на взятое на себя внешнее обязательство позволяет эффективно обосновывать невозможность удовлетворить запросы заинтересованных групп.
Кнобель полагает, что Россия упускает одного из немногих оставшихся источников роста, а развитие интеграции с ЕС некоторыми странами СНГ делает наши потери еще большими.
Еще в августе прошлого года Владимир Путин оценил возможные потери России от имплементации соглашения об ассоциации в 100 млрд рублей. При этом потери России от западных санкций к январю 2015 года составили, по признанию министра финансов Антона Силуанова, порядка 40-50 млрд долларов.
Собеседники ИА “Блокнот” считают, что отказ от ратификации соглашения Грецией и Кипром возможен лишь в теории. В частности, такое мнение высказал директор Центра политических исследований “Пента” Владимир Фесенко.
– График ратификации этого соглашения осуществляется с опережением. Обычно на подобные договора уходит два-три года. По соглашению, режим свободной торговли реализуется с момента подписания, а не его ратификации. Да, оно было отложено на год, но с будущего года все будет действовать в полном объеме, вне зависимости от того, подпишутся ли под ним европейские страны до 31 декабря. Им ничего не остается, кроме как ратифицировать соглашение, рано или поздно, – заявил украинский политолог.
Не видит никаких причин в противодействии Греции и Кипра соглашению об ассоциации и руководитель экономической программы Фонда Карнеги Андрей Мовчан.
– Греции и Кипру все равно: одним членом ассоциации с ЕС больше – одним меньше. Конечно, Россия могла бы предложить им большие деньги в обмен на отказ ратификации этих стран, и они, наверное, согласились бы, однако нашей стране тоже выгодно это соглашение, – утверждает экономист.
По словам Мовчана, во-первых, на Украине, благодаря соглашению, начнет развиваться бизнес и экономика, тогда как “бедная страна под боком – это всегда проблема”. Во-вторых, гораздо выгоднее для России, если проблемы Украины будет решать Европейский Союз, а не она. В-третьих, трата международного кредита на “такую мелочь”, как ассоциация, попросту невыгодна России в виду других геополитических задач, к примеру, сирийского конфликта.
ЕС остается консолидированным: к мнению большинства, как правило, здесь присоединяются даже те, кто не совсем согласен с ним – это касается как Греции, так и Кипра, считает член комитета Госдумы по международным делам, член фракции “Справедливая Россия” Александр Романович. Однако соглашение об ассоциации вынуждает занимать Украину однозначную позицию, что невыгодно для нее самой:
– Украина могла бы иметь экономический союз с ЕС и ЕврАзЭс в силу особого географического и геополитического положения. Из-за соглашения она упускает такие возможности. Оптимальным было бы для нее положение федеративного государства с нейтральной внешней политикой. Это помогло бы вылезти как из экономической, так и политической ямы. Другое дело, что украинское правительство не хочет держаться такой линии, – полагает парламентарий.
Видит ущерб для украинской экономики в устремлении к ЕС и независимый аналитик, специалист в области международных отношений Александр Григоренко. По его словам, путь Сербии, Румынии и Молдавии демонстрирует риски для постсоветских стран в евроинтеграции.
– Неконкурентные предприятия Украины будут или закрываться, или окажутся выкуплены иностранцами и уничтожены, чтобы убить конкуренцию. Для преодоления экономических сложностей в ЕС Украине потребуется политический ресурс. Условия ЕврАзЭс либеральней: они повлекли бы меньше потерь для страны в краткосрочной перспективе, а также предоставили бы ей доступ к дешевым энергоресурсам восточных соседей, – считает эксперт.
Однако как Фесенко, так и Мовчан считают участие Украины в ЕврАзЭс невозможным в силу политических причин.
– Украина не хочет быть в ЕврАзЭс по политическм причинам, и эта точка зрения будет превалировать еще долго. У нас разные позиции по пониманию конфликта на Украине, санкций, и ни о каком Таможенном союзе речи быть не может. Полагаю также, что Путин не всерьез ставит Украине преграды для дальнейшего сотрудничества, – сказал Андрей Мовчан.
Количество сторонников евроазиатской интеграции на Украине снизилось вдвое и достигло 10%, приводит данные Владимир Фесенко.
– Война на Донбассе – это война с Россией. Россия аннексировала Крым. Так это воспринимается большинством украинцев. В таких условиях ни о какой ассоциации с ЕврАзЭс быть не может, – заявил политолог.
Соглашение об ассоциации покрывает и ряд политических аспектов. В частности, предлагаются совместные действия в сфере внешней политики и безопасности, в том числе Совместной политики безопасности и обороны (СПБО), недопущения конфликтов и антикризисного управления, борьбы с терроризмом, уничтожения массового оружия и улучшения диалога в космической сфере. Такие действия будут осуществляться в контексте регулярных встреч военных экспертов и политиков ЕС и Украины.
По мнению Александра Григоренко, сложности заключаются не в политическом взаимодействии этих двух стран, а в его последствиях для России.
– На Украине распродают активы по плану приватизации, к ним не будут допущены российские граждане. Большая часть этих предприятий работала для рынка РФ и нашей оборонки. Нам это решительно невыгодно, – рассказал эксперт.
В свою очередь, Александр Романович видит в политической ассоциации с Украиной геополитические амбиции лидеров ряда европейских стран.
– С точки зрения политики, ассоциация выгодна не ЕС в целом, а тем лидерам ЕС, которые строят на этом свою геополитику. Таким, например, как Ангела Меркель. Не обходится здесь, наверняка, и без США, – полагает депутат.
В целом трое экспертов ИА “Блокнот” видят большие перспективы для Украины в евроинтеграции без помех со стороны европейских стран и России. А Александр Романович полагает, что на пути реализации соглашения обе стороны не будут выполнять условия соглашения как по количественным, так и по качественным параметрам.
Анастасия Новак
Источник: bloknot.ru