Что так взволновало Беньямина Нетаньяху?

Что так взволновало Беньямина Нетаньяху?

Состоялась экстренная встреча президента России Владимира Путина с премьер-министром Израиля.

– Заявления о том, что Тель-Авив соблюдает нейтралитет в сирийском конфликте, давайте оставим отдельно взятым политикам и пропагандистам. Поскольку ни одна из стран в мире от промежуточных итогов этого конфликта – фактического развала Сирии, ослабления ее военно-политического потенциала, потерь союзного Башару Асаду движения «Хезболла» в боях с мятежниками и исламистами – не выиграла больше, чем Израиль.

Именно Дамаск неоднократно срывал израильские планы в регионе. Именно он, наряду с Тегераном, воспринимался в Тель-Авиве как главный противник. И откровенной глупостью было бы утверждать, что Израиль не использует шанса ослабить своего врага. В одном из своих интервью Башар Асад прямо заявлял: «Они (Израиль – И.Н.) поддерживают мятежников в Сирии. Это совершенно ясно. Потому что всякий раз, когда мы где-то продвигаемся, они наносят удар, чтобы ослабить армию. Это тоже совершенно ясно». Об этом же говорил министр информации Сирии Омар аз-Зоуби, сообщавший, что «Израиль открыто вмешивается на стороне террористических группировок в бои у Голанских высот». Поэтому и популярна в Сирии невеселая шутка: «Как можно говорить, что у «Аль-Каиды» нет авиации? У них есть израильские ВВС».

Можно не верить лидеру «Хезболлы» шейху Насралле, сообщившему, что «зачастую ВВС Израиля проводят обстрел районов, где спустя короткое время ожидается наступление антиправительственных формирований». Но как быть вот с этим списком, замечу – далеко не полным – налетов израильской авиации на сирийскую территорию?

В ночь на 30 января 2013 года в результате авиаудара была уничтожена автоколонна, в которой находились ракеты российского производства «Бук-М1-2», предназначенные для сирийской армии.

В ночь на 5 мая 2013 года была нанесена серия ударов с воздуха по более чем 40 объектам вооруженных сил Сирии, в том числе – по штабу 4-й дивизии и базам 104-й и 105-й бригад.

5 июля 2013 года ударом с воздуха был уничтожен склад ракетных вооружений, на которых хранились противокорабельные ракеты «Яхонт» российского производства.

21 октября 2013 года ВВС Израиля в районе сирийско-ливанской границы разбомбили грузовую автоколонну, перевозившую военное снаряжение, поставленное из Ирана для отрядов «Хезболлы».

В ночь на 31 октября 2013 года под Латакией был нанесен удар по армейскому складу, на котором хранились ракеты российского комплекса С-125 «Нева», в экспортном варианте – «Печора».

И, наконец, 7 декабря 2014 года авиация Израиля нанесла удары рядом с международным аэропортом Дамаска, по складам, на которых находилось только что доставленное из России для сирийской армии военное снаряжение.

Впрочем, если кого неопровержимые факты и могут смутить, то только не руководство Израиля. Что, собственно, и продемонстрировал экстренный визит Б. Нетаньяху в Москву, причем израильского премьера сопровождали начальник генштаба Гади Айзенкот, глава военной разведки Герцль Халеви, глава Совета по национальной безопасности Йоси Коэн и министр абсорбции, выходец из бывшего СССР Зеэв Элькин, взявший на себя роль переводчика.

Не лишним будет напомнить один не слишком афишируемый, но особо и никогда не скрывавшийся факт: длительное время, по просьбе Израиля, Москва затягивала исполнение контрактов на поставку в Сирию ряда вооружений, в том числе – истребителей Су-30, штурмовиков Су3-25 и зенитно-ракетных комплексов С-300.

Сегодня Россия изменила свою позицию в данном вопросе, что, разумеется, вызвало самую острую реакцию израильского руководства. Вполне, нужно заметить, объяснимую, поскольку в случае продолжения бомбежек сирийской территории израильские ВВС теперь рискуют получить жесткий отпор.

Поэтому одной из основных задач Б. Нетаньяху на прошедших 21 сентября переговорах было договориться о том, как избежать возможных инцидентов с российскими боевыми самолетами. И хотя обсуждение проходило за закрытыми дверями, из осведомленных источников уже стало известно: израильский ЦАХАЛ – армия обороны Израиля и наше министерство обороны создадут рабочую группу для координации в этом вопросе, решая, где, когда и кому летать. В компетенцию этой группы также будет входить предупреждение инцидентов между кораблями военно-морских сил двух стран.

Но при этом, что показательно, израильский премьер дал понять, что не прекратит своих операций в отношении Сирии, которые, по официальной версии вроде как и не проводятся: «Израиль не потерпит вооружения Ираном своих союзников и примет все меры для предотвращения этого. Это наше право и обязанность».

Замечания В. Путина о том, что ни сирийская армия, ни ее союзники не намерены открывать «северный фронт» против Израиля, не до того, им бы Дамаск удержать, Б. Нетаньяху откровенно проигнорировал. В ответ он изложил главное, то, из-за чего собственно и прибыл в Москву: израильское видение тех «красных линий», которых Россия должна придерживаться в Сирии. А именно:

– Израиль не намерен терпеть растущего иранского влияния на Дамаск, совместных операций сирийских правительственных войск и шиитских добровольцев в районе Голанских высот и вооружения российским оружием бойцов «Хезболлы»;

– Россия должна информировать Израиль о своих конкретных шагах по борьбе с группировкой «Исламское государство» в Сирии и предоставить информацию о ближайших планах действий на этом направлении;

– И, наконец, российское военное присутствие не должно ограничивать свободу действий израильской стороны на территории Сирии во всем, что касается предотвращения попыток передачи оружия радикальным исламистским группировкам, в частности, в Южном Ливане.

Кстати, совершенно не лишним будет добавить, что, по словам самого Б. Нетаньяху, его визит в Москву был согласован с Вашингтоном. И данное обстоятельство израильский премьер-министр подчеркнул особо, упреждая домыслы о якобы демонстративном антиамериканском характере визита: «Я поставил в известность американскую администрацию о визите в Москву. У нас нет никаких секретов от наших главных партнеров в Вашингтоне, и мы все понимаем, что самое главное сейчас – это предотвратить ненужное столкновение на территории Сирии».

Если кто и надеялся, что сложнейшая ситуация на Ближнем Востоке сделает позицию ряда израильских политиков более взвешенной и адекватной, то визит Б. Нетаньяху в Москву эти надежды развеял. Тель-Авив по-прежнему считает главными угрозами Дамаск, Тегеран и «Хезболлу».

И требует – именно требует! – от других трепетного отношения к своим фобиям. И соблюдения тех «красных линий», которые возникают в его пораженном этими фобиями и всегдашним эгоизмом воображении.

Игорь Николаев

Источник: stoletie.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий