Пока крымские чиновники вдохновенно рапортуют о полной продовольственной независимости от Украины, на местных рынках царит тревога: здесь все завалено украинскими товарами, которые скупают бедняки. Из-за блокады цены уже подросли, а вскоре могут взлететь выше московских.
За минувшие полтора года торговые связи Крыма с Украиной значительно ослабли. Глава республики Сергей Аксенов уверяет, что даже на продуктовых рынках, где закупаются пенсионеры, 90% товаров – российского производства. Его советник по транспорту Анатолий Цуркин подтверждает: Крым полностью обеспечен товарами из России. “Через Керченскую переправу проходит порядка 400 фур в сутки. Через границу с Украиной — 100-200 фур, хотя при Украине было 600-700 единиц. Это значит, стратегически Крым не зависит от поставок с Украины”, — говорит чиновник.
Но это далеко не так. Хотя в ассортименте крымских торговых сетей российские товары действительно стали преобладать, с Украины все еще везут огромное количество продуктов питания. И будут везти, пока не построен Керченский мост — то есть, как минимум, до конца 2018 года.
Рыночные прилавки, особенно в туристических городах, пестрят табличками “Крымское”, которые тешат чувство патриотизма покупателей и служат чем-то вроде оберега от контролеров. Однако зачастую это — фикция.
“Я тоже везде пишу “Крым”, — говорит один из предпринимателей. — Но в основном товар привозной, и товара из России у меня очень мало, он очень дорогой. Везем в основном из Херсонской области. Картошка, яблоки, груши, сливы, ягоды — почти все с Украины”. Обычно закупки производят на большом оптовом рынке в селе Великие Копани. Особенно часто это делают те, кто живет на севере Крыма — в Джанкое, Красноперекопске, Армянске. Постоянно ездят туда и торговцы из Симферополя.
Еще при Украине с Херсонщины в Крым шло почти 80% продовольствия, поскольку себестоимость выращивания аграрных культур на полуострове всегда была выше на треть. Сейчас себестоимость херсонских овощей ниже крымских на 50%: сельское хозяйство Крыма страдает от недополива, так как Украина перекрыла северо-крымский канал. Капельное орошение, о котором много говорили власти полуострова — это, безусловно, хорошо. Но цены на крымский чеснок уже достигают в местной рознице 200 рублей за килограмм. А помидоры предприятия “Крымтеплица”, связанного с премьером Аксеновым, стоят в симферопольском “Ашане” дороже, чем турецкие.
Рыночники говорят о блокаде с тревогой: если поставки с Украины полностью прекратятся, цены взлетят выше московских, прогнозируют они. В первую очередь это коснется скоропортящихся продуктов, которые нельзя закупать крупными партиями.
С торговыми сетями Крыма, кстати, тоже не все просто. С одной стороны, они стараются блюсти запреты Россельхознадзора на поставки целого ряда украинских товаров, введенные еще до татарской блокады. Так, за последний год ведомство полностью запретило ввозить в Крым украинские кондитерские изделия, мясо, газированные напитки и минералку, молочные продукты и сырое молоко. Но, с другой стороны, — все это в Крым как везли, так и везут. Например, доля газированных напитков с Украины в крымских магазинах составляет около 90% (и это объяснимо, потому что российская “Кока-кола”, например, заметно дороже украинской).
Доля украинской молочной продукции стараниями Россельхознадзора уже упала до 10%, и тут, вроде бы, особых проблем не ожидается. Но надо понимать, что крупнейший на полуострове Джанкойский молочный комбинат до сих пор на 70% снабжается молоком из Херсона. Если блокада продлится долго, молочка на полуострове в целом подорожает (сейчас в сетевой рознице “джанкойское” молоко стоит в среднем около 40 рублей за литр, а материковое российское – от 55 рублей).
Кризис может наступить и на рынке твердых сыров, которые, кстати, разрешены к ввозу с Украины и занимают до 80% крымского рынка. Продавцы говорят, что их ассортимент может резко оскудеть из-за блокады — пока фуры с молочкой “застряли” на границе, но в ближайшее время их могут вообще завернуть. Сыры из РФ обойдутся крымчанам дороже, да и качество их в целом местные жители оценивают скептически.
Наверняка поднимется в цене и мясо, особенно свинина. Курятина в Крыму, вроде бы, своя. Но дело в том, что корма для птицы и крупного рогатого скота везли с Украины. Теперь не везут. Удастся ли решить проблему кормов с помощью переправы, неизвестно. Поэтому не исключено, что если блокада затянется, крымчанам придется забивать скот и птицу от бескормицы.
Самые же большие проблемы, пожалуй, возникнут с картофелем, морковью и луком. Причем не только с их поставками в Крым, но и с транзитом через полуостров на российский материк. Сейчас контрабандисты вешают на мешки с украинской картошкой и луком розовые сертификаты происхождения “сделано в Крыму” — и гонят через Керченскую переправу в Краснодар. Несмотря на дороговизну самих сертификатов (за них приходится платить по 30-35 тыс. руб. с фуры), это очень выгодный бизнес: оптовая цена украинской картошки в Крыму — около 6 руб/кг, а в Краснодаре, уже после проверок и переправы, – 20 руб/кг, при том что местная на материке стоит от 25 рублей. Из-за этих теневых схем розничные цены на картошку подскочили и в самом Крыму – оптовикам нет смысла делать скидку крымчанам, если кубанцы подгоняют фуры и берут товар дороже.
Кроме того, в ходе бесед с продавцами на рынках выяснилось, что оборотистые кубанцы и ростовчане скупают в Крыму и собственно крымские овощи и фрукты, из-за чего цена на них также взлетела, а их количество на крымских прилавках уменьшилось. “Заезжают 20-тонными фурами прямо на поля и все скупают. Нашим производителям наши “Газельки” уже не интересны. Говорят: берите двадцать тонн — тогда погрузим. Поэтому поднимается закупочная цена. То, что еще недавно нам сдавали по 50 рублей, сейчас продают за 100″, — рассказывают местные торговцы овощами.
Это подтвердили и продавцы крымского винограда. Цены в 100-150 рублей за 1 кг (слишком дорого для продажи на рынке, расположенном в 20 км от виноградника) они объясняют ростом закупочных цен: “Мы как продавцы накинули всего 10%. Это закупочные цены растут, потому что перекупщики с материка готовы больше платить”.
В общем, какие бы сладкие и патриотические речи ни лились из уст крымских чиновников, мост через Керченский пролив построят не ранее конца 2018 года. Так что впереди у полуострова — еще три года транспортной зависимости от Украины. А значит, и продуктовой. Зимой она неизбежно обострится.
Что произойдет в этом случае в Крыму? Оперативные запасы товаров составляют у крупных сетей от двух недель до месяца. Если осенне-зимние шторма на переправе не будут долгими, недопоставки украинских товаров быстро заменят российскими, цены на которые включают стоимость переправы и уже достигли потолка покупательной способности местных жителей.
У рыночных торговцев возможности держать такие запасы продуктов нет. В последние пару дней, по наблюдениям местных жителей, цены на рынках начали подрастать. Пока — по чисто психологическим причинам: пользуясь медийным шумом вокруг блокады, торговцы поднимают цены произвольно. Причем делают это не только крымчане и украинцы, но и российские поставщики: мол, куда вы теперь денетесь — все равно купите.
Павел Кривошеев
Источник: rosbalt.ru