Соглашение о создании на территории Беларуси российской военной авиабазы противоречит национальным интересам республики.
“Даже без учета неблагоприятных политических последствий размещения российской авиабазы, представленный проект соглашения является дискриминационным в отношении Беларуси и фиксирует неоколониальный характер отношений между двумя странами”, – к такому выводу пришли эксперты сайта bsblog.info, проанализировавшие текст документа, который сейчас находится на подписи у президента России Владимира Путина.
Российская авиабаза может стать разменной монетой за лояльность Кремля к очередному переизбранию Александра Лукашенко.
Соглашение довольно объемно, поэтому авторы исследования решили подробно остановиться лишь на основных его положениях.
В постановлении Правительства России о целесообразности подписания соглашения о РАБ говорится о том, что проект соглашения предварительно проработан с белорусской стороной. Весьма хотелось бы узнать поименно представителей Беларуси, участвовавших в разработке документа.
В преамбуле текста соглашения периодически упоминается некая «Республика Белоруссия». На политической карте мира такой страны нет.
Ст.1 дает описание РАБ, как расположенного в географически разнесенных точках («…в местах дислокации»), а также его формирования, временно расположенные вне мест дислокации на участках местности, выделенных уполномоченным органом Беларуси. В последнем случае имеются в виду силы РАБ, участвующие в учениях на белорусских полигонах.
Далее, под воинским формированием РАБ понимается «…формирование Вооруженных Сил Российской Федерации, входящее состав РАБ». Т.е. фактически любое, включенное в состав авиабазы (т.е. подчиненное командиру) и необязательно по своему предназначению связанное с исполнением функций, возложенных на Единую региональную систему ПВО двух стран. Указанная норма позволяет охватить настоящим соглашением развертывание в том числе и сухопутной группировки российских войск в Беларуси, объяснив это необходимостью охраны РАБ. А равно включить в состав РАБ российские военные объекты в Вилейке и Ганцевичах, соглашение о нахождении которых в нашей стране истекает в 2020 году, и избежать тем самым процедуры продления их пребывания в Беларуси, предусмотренной соглашениями от 1995 касательно данных объектов.
Исходя из определения компетентных органов для Российской Федерации на территории авиабазы планируется разместить ФСБ и «…другие государственные органы, действующие в месте дислокации российской авиационной базы». Опять же, без каких-либо ограничений по характеру решаемых ими задач.
Дислокация РАБ предусмотрена на безвозмездной основе. При этом к недвижимому имуществу, передаваемому в ее состав, отнесены «…земельные участки, а также расположенные на них железнодорожные пути, автомобильные дороги, полигоны, аэродромы, пункты базирования (обеспечения), капитальные строения (здания, сооружения), стационарные средства наземного обслуживания специального применения, связи, радиотехнического, навигационного обеспечения, воздушные суда, а также другие объекты, предназначенные для функционирования российской авиационной базы». Что подтверждает факт территориальной разнесенности РАБ.
Российская авиационная база входит в состав Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь и решает задачи в соответствии с Положением о Единой региональной системе противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь (источник), включая противодействие актам вооруженного нападения со стороны международных террористических формирований (Ст.3). Абсолютно непонятно, откуда эти формирования могут появиться. Если им, конечно, не помогут извне. Стоит напомнить, что в последнее время все громче звучат голоса о том, что Кремль, пытается сохранить контроль над постсоветским пространством через его дестабилизацию, заместив сжимающиеся финансовые ресурсы и силовыми. Управляемый хаос по-русски. Справедливости ради отметим, что никаких фактов в подтверждение эта версия не имеет. В Украине речь идет именно о межгосударственной войне.
Применение воинских формирований российской авиационной базы в мирное время осуществляется в соответствии с решением командующего ЕРС ПВО, а в случае внезапного нападения на РАБ — по планам, заблаговременно согласованным с уполномоченным (или компетентными) органом (органами) Республики Беларусь.
Ст. 4 гласит, что состав (тип и количество воздушных судов, вооружения и военной техники, численность личного состава) РАБ определяется российской стороной по согласованию с Беларусью. Организационно-штатная структура базы разрабатывается, утверждается и изменяется Минобороны России с уведомлением (но не согласованием!) Минобороны Беларуси. При этом процедура согласования в проекте соглашения лишь упоминается, но не прописана. Теоретически, Беларусь имеет возможность заблокировать в принципе нахождение какого-либо вооружения на территории РАБ. В равной степени данная норма содержит основания для постановки Москвой вопроса о размещении в Беларуси вооружения любого вида, включая массового уничтожения, в любое время и в любых количествах.
Все имущество, включая земельные участки, передаются российско стороне безвозмездно (ст.5). Их возврат осуществляется «по фактическому состоянию с учетом естественного износа». Россия обязуется содержать имущество «в надлежащем состоянии». Понятия«естественного износа» и «надлежащего состояния» являются оценочными категориями. О какой-либо рекультивации земельных участков, переданных РАБ, в соглашении речи не идет.
Очевидно, что это проблемы беларуских налогоплательщиков. Уполномоченные органы Сторон один раз в 5 лет осуществляют совместную инвентаризацию недвижимого и движимого имущества, переданного РАБ.
Ст. 6 гласит, что организация боевой подготовки, караульной и внутренней служб, порядок комплектования РАБ личным составом, а также порядок обеспечения вооружением, военной и специальной техникой и другими материальными средствами регламентируются законодательством России. Боевая подготовка (учения) воинских формирований базы вне мест дислокации и применение вооружения на полигонах осуществляются по планам Минобороны России по согласованию с Минобороны Беларуси. При этом неясно, требуются ли согласования при использовании полигонов, переданных авиабазе. Воинские формирования базы принимают меры по обеспечению собственной безопасности в месте дислокации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Говоря проще, в местах дислокации РАБ российские спецслужбы никак не связаны ни белорусским законодательством, ни интересами нашей страны.
При передвижениях по территории Республики Беларусь воинские формирования российской авиационной базы имеют право на вооруженную защиту в определенных соглашением случаях.
Полеты воздушных судов РАБ в воздушном пространстве Беларуси осуществляются в соответствии с правовыми актами Республики Беларусь.
Порядок и условия предоставления РАБ авиационных полигонов белорусской стороны на безвозмездной основе определяют Минобороны сторон.
После проведения стрельб (бомбометаний, пусков ракет) белорусы должны будут «прибрать» за россиянами на полигоне. Возможно привлечение личного состава РАБ. Правда, порядок такого привлечения не оговорен даже в общих чертах.
Ст. 7 проекта соглашения требует от российской стороны согласовывать с Минобороны Беларуси перемещения колонн транспортных средств в количестве от 5 и более единиц военной техники, вооружения, опасных и разрядных грузов.
Ст. 10 проекта соглашения наделяет РАБ иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции Беларуси. Указанный иммунитет не распространяется на случаи, связанные с выполнением обязательств, вытекающих из трудовых и гражданско — правовых договоров (контрактов) между РАБ и юридическими (физическими) лицами Беларуси. Недвижимое имущество российской авиабазы неприкосновенно. Иммунитеты не распространяются на персонал РАБ и членов их семей за исключением оговоренных в соглашении случаев.
Представители органов власти Республики Беларусь не вправе вступать в места дислокации российской авиационной базы и на военные объекты Российской Федерации без согласия командира российской РАБ или лица, его замещающего. Чтобы получить согласие – необходимо направить командиру РАБ предварительную заявку. Срок, в течение которого заявка должна быть рассмотрена, проектом соглашения не оговорен.
В исключительных случаях, связанных с непосредственной угрозой национальной безопасности Республики Беларусь, жизни и здоровью населения Республики Беларусь и безопасности объектов, доступ компетентных органов Беларуси в места дислокации РАБ обеспечивается немедленно командиром российской авиационной базы (ст.15). Опять же, отнесение того или иного случая к исключительным — решение субъективное. И у командира РАБ может быть на сей счет мнение, отличное от мнения белорусской стороны.
Транспортные средства и воздушные суда Минобороны РФ, используемые для обеспечения жизнедеятельности и функционирования РАБ, пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и иных принудительных мер, в том числе обеспечительного характера и исполнительных действий (ч.3 ст.10). Что создает прекрасные возможности для контрабанды в Беларусь чего угодно и кого угодно. Хотя данная норма и не лишает белорусские компетентные органы права осмотра транспортных средств и воздушных судов в порядке уголовного производства, в том числе и до возбуждения уголовного дела (ч.2 ст.173 УПК Беларуси).
Ст. 11: военнослужащие РАБ носят и применяют оружие при исполнении обязанностей военной службы в месте дислокации в соответствии с соглашением и законодательством Российской Федерации.
При исполнении обязанностей военной службы вне мест дислокации РАБ по решению командира РАБ по согласованию с компетентными органами Беларуси может выдаваться оружие с правом на его хранение, ношение и применение в целях: отражения вооруженного либо группового нападения на российские воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства, караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно; пресечения попытки насильственного завладения оружием, военной техникой и движимым имуществом РАБ, если иными способами и средствами их защитить невозможно; защиты личного состава и членов семей лиц из числа личного состава РАБ от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно; задержания лица, совершившего противоправные действия и оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнять законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать такое лицо или изъять у него оружие невозможно; выполнения боевых задач в случае угрозы безопасности суверенитету и независимости Республики Беларусь. Опять же, понятие «возможно-невозможно» сугубо оценочное.
Военнослужащие российской авиационной базы, входящие в состав караула, выполняющего боевые задачи вне мест дислокации российской авиационной базы на территории Республики Беларусь, имеют право применять оружие. Применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при отражении нападения с применением оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах или из транспортных средств, при побеге в условиях ограниченной видимости, а также в случае непосредственной угрозы нападения (физического воздействия) на личный состав караула и охраняемые им объекты, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.
При возникновении угрозы жизни и безопасности личного состава и членов семей лиц из числа личного состава РАБ военнослужащим РАБ по согласованию с Минобороны Беларуси и иными компетентными органами белорусской стороны может выдаваться оружие с правом на его ношение, хранение и применение вне мест дислокации РАБ на территории Республики Беларусь. Применению такого оружия вне мест дислокации РАБ должно предшествовать предупреждение о намерении его применить. Без предупреждения оружие может применяться при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, транспортных средств или летательных аппаратов. Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни личного состава авиабазы и членов семей лиц из числа личного состава, если иными способами и средствами предотвратить либо отразить такое нападение невозможно.
Военнослужащие российской авиационной базы имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Но не могут использовать оружие для остановки транспортных средств или обезвреживания животных.
В случае применения оружия и при его использовании военнослужащий российской авиационной базы обязан принимать все возможные меры безопасности, а в случае необходимости оказать неотложную медицинскую помощь пострадавшим. Командир РАБ обязан немедленно уведомить Минобороны Беларуси и компетентные органы нашей страны о фактах применения оружия военнослужащими РАБ как на ее территории, так и вне мест дислокации.
Личный состав РАБ свободен от ограничений, установленных для белорусских силовиков которым запрещено применять оружие и боевую технику в направлении значительного скопления людей, когда от этого могут пострадать посторонние физические лица; в направлении складов (хранилищ), содержащих огнеопасные, взрывоопасные, а также сильнодействующие ядовитые вещества, и средств транспортировки этих веществ.
Кроме того, проект соглашения даже не упоминает о каком-либо разбирательстве по факту применения оружия военнослужащими РАБ вне мест дислокации (в месте дислокации этот вопрос предлагается регулировать российским законодательством). Получается, что жизнь белорусских граждан равняется стоимости российской пули и переводить на нее в ходе разбирательства tеще и бумагу – излишние траты.
Ст. 12 освобождает РАБ от уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет Республики Беларусь и во внебюджетные фонды, если иное не предусмотрено соглашением.
Личный состав РАБ и члены их семей — неграждане Беларуси, освобождаются в Республике Беларусь от налогообложения заработной платы и иного подобного вознаграждения, выплачиваемых российской стороной.
Ст. 14: личный состав РАБ, а также члены их семей, подрядчики — физические лица и лица из числа персонала подрядчиков российской авиационной базы, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, уважают суверенитет, соблюдают Конституцию Республики Беларусь и ее законодательство, не вмешиваются во внутренние дела Республики Беларусь. Российская сторона принимает необходимые меры в этом отношении.
Повседневная деятельность военных объектов Российской Федерации осуществляется с соблюдением норм и требований, установленных законодательством Республики Беларусь. Командир российской авиационной базы принимает все необходимые меры по обеспечению экологической безопасности и предотвращению ущерба, который может нанести эта деятельность населению, недвижимому имуществу, природным ресурсам, культурным и историческим ценностям Республики Беларусь.
Ст. 16: стороны на взаимной основе отказываются от предъявления друг другу претензий об ответственности и о возмещении ущерба, за исключением:
претензий в связи с ущербом, причиненным российской авиационной базе или личному составу РАБ, либо членам семей личного состава в результате преднамеренных неправомерных действий юридических лиц или граждан Республики Беларусь;
претензий в связи с ущербом, причиненным беларуской стороне в результате преднамеренных неправомерных действий личным составом РАБ либо членами семей личного состава.
Т.е. неосторожный ущерб возмещению не подлежит.
П.2 ст.16 освобождает Россию от ответственности за вред, причиненный юридическим или физическим лицам, недвижимому имуществу, природным ресурсам, культурным и историческим ценностям Беларуси за действия личного состава РАБ, совершенные при выполнении им задач по отражению внешней военной агрессии, противодействию актам вооруженного нападения со стороны террористических формирований на ее территории, а также при осуществлении мер по обеспечению безопасности РАБ и выполнения задач боевой подготовки (учений) в соответствии с согласованными Минобороны сторон планами. По сути, за российскими военными закрепляется право действовать по принципу «не свое — не жалко». И вновь появляются террористические формирования на территории Беларуси. Складывается впечатление, что одно (РАБ) с высокой долей вероятности предполагает наличие другого (террористов в Беларуси). Формулировка статьи позволяет включить в«меры по обеспечению безопасности РАБ» неопределенно широкий круг действий, в ходе которых может быть причинен физический и материальный вред. Т.е. белорусская сторона проектом соглашения резко ограничивается в правах на защиту своих интересов и интересов своих физических и юридических лиц от действий РАБ.
Ст. 18 возлагает на Беларусь обязанность по бесперебойному предоставлению РАБ электроэнергии, воды и других видов коммунально-бытовых услуг в соответствии с нормами, применяемыми в Республике Беларусь по тарифам, установленным для Вооруженных Сил Беларуси. Энергоносители, коммунальные и другие виды услуг, предоставляемые в жилых помещениях, предназначенных для проживания личного состава РАБ, а также на объектах социальной культуры и быта, оплачиваются по тарифам, определенным для Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Ст. 22 устанавливает срок действия соглашения в 15 лет, который автоматически продлевается на последующие 5-летние периоды, если ни одна из сторон не позднее чем за один год до истечения первоначального или любого последующего периода его действия не направит письменное уведомление о своем намерении прекратить его действие. Соглашение может быть прекращено досрочно по взаимной договоренности сторон.
Социальные права персонала авиабазы и членов их семей в принципе не выходят за пределы имеющейся двусторонней и многосторонней в рамках СНГ договорной базы:
— равные права на трудовую деятельность (ст.17);
— взаимное признание документов и разрешений (ст.8);
— взаимное признание документов, связанных с личностью предъявителя (ст.14);
— доступ к системе образования на всех уровнях (ст.14)
— доступ к системе здравоохранения (ст.18).
Относительно уголовного преследования персонала РАБ и членов их семей применяются действующие нормы, которые уже распространяются на персонал российских военных объектов в Ганцевичах и Вилейке. По делам о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных на территории Республики Беларусь лицами, входящими в состав воинских формирований, или членами их семей, как общее правило, применяется законодательство Республики Беларусь, действуют ее компетентные органы. Исключение составляют случаи преступлений и иных правонарушений, совершенных персоналом РАБ и членами их семей в местах дислокации РАБ (за исключением случаев совершения общеуголовных преступлений против граждан Республики Беларусь), либо совершенных против Российской Федерации или лиц, входящих в состав воинских формирований Российской Федерации и членов их семей, а также по делам о воинских преступлениях.
Выводы. Проект соглашения о создании российской авиабазы на территории Беларуси не отвечает национальным интересам нашей страны по следующим основаниям:
— политическим, заключающимся в том, что в условиях регионального кризиса безопасности Беларусь присоединяется не просто к одной из сторон противостояния, но к виновнику кризиса, что не может не повлечь неблагоприятных внешнеполитических последствий;
— финансовым, заключающимся в том, что Беларусь предоставляет России в пользование имущество, арендная плата по которому составляет сотни миллионов долларов в год. Более того, коммунальные платежи по объектам авиабазы осуществляются по ставкам, принятым для нужд национальной армии. Т.е. ниже себестоимости. Таким образом, белорусские налогоплательщики несут расходы по обеспечению функционирования РАБ. Кроме того, освобождение личного состава РАБ и членов их семей от выплаты налогов с вознаграждения, выплачиваемого Российской Федерацией при одновременном безвозмездном предоставлении им услуг социального характера означает, что на беларуских налогоплательщиков возлагаются расходы по содержанию российского персонала авиабазы и членов их семей;
— проект соглашения носит дискриминационный характер в отношении белорусского языка (п.4 ст.6);
— проект соглашения предоставляет российским военнослужащим право по применению оружия в объёме, явно превосходящем необходимые и фактически лишает белорусскую сторону права разбирательства по фактам применения военнослужащими РАБ оружия;
— проект соглашения содержит отсылочные положения в части количественных и боевых параметров РАБ, которые должны быть согласованы с белорусской стороной без описания процедуры согласования, что создает почву для конфликтов;
— проект соглашения не соответствует практике регулирования российского военного присутствия в Беларуси, заключающейся в определении максимальной численности военного и гражданского персонала на объектах. В текущем виде соглашение позволяет российской стороне ставить вопрос об увеличении своего военного присутствия в Беларуси без каких-либо ограничений по численности и характеру;
— проект соглашения наделяет российскую авиабазу избыточными иммунитетами, что создаёт условия для организации личным составом, членами семей личного состава и подрядчиками РАБ противоправной деятельности на территории Беларуси;
— проект соглашения, лишая белорусскую сторону прав на компенсацию вреда, причиненного при обстоятельствах, предусмотренных п.2 ст.16, нарушает базовый принцип межгосударственных отношений – равноправие сторон;
— проект соглашения не устанавливает каких-либо ограничений для спецслужб России, действующих в составе РАБ, по целям и задачам такой деятельности.
В случае подписания представленного проекта соглашения за Беларусью закрепляется статус зависимого по отношению к России государства, пишет
Источник: udf.by