Прыжок в деревянный макинтош

Прыжок в деревянный макинтош

Высокопоставленные российские чиновники в последние дни неоднократно делали заявления по поводу возможности повышения пенсионного возраста в России – в связи сокращением бюджета из-за резкого падения цен на нефть. Суть большинства заявлений: “Россия пока не готова”. Однако обсуждение темы продолжается беспрерывно, вызывая подозрения в том, что такая мера все-таки будет принята. По мнению некоторых экспертов, вероятность того, что пенсионный возраст повысят в 2016 году, – не менее 80 процентов.

Среди россиян, как указывают социологи, отношение к повышению возраста выхода на пенсию однозначно негативное. Люди опасаются, что их в очередной раз обманут, заставив дольше работать, но не повышая пенсионное обеспечение. Сейчас женщины в России выходят на пенсию в 55 лет, мужчины – в 60 лет. Антон Силуанов, глава министерства финансов, особенно активно выступающего за повышение пенсионного возраста, ранее предлагал повысить его до 63 лет – для обоих полов.

Перспектива повышения пенсионного возраста обсуждалась 21 сентября на встрече депутатов фракции “Единой России” в Госдуме и Антона Силуанова, фракция высказала министру свое отрицательное отношение к возможности введения подобной меры в настоящее время. По итогам вице-спикер Госдумы Андрей Исаев заявил: “Что касается повышения пенсионного возраста, то на этот счет есть позиция – мы полагаем, что рано или поздно такое решение будет приниматься. Но в настоящий момент мы не считаем, что страна готова такое решение принять”.

“Заявление о возможном повышении пенсионного возраста – не более чем предложение одного из министерств, которое пытаются подать как принятое решение власти. Все устали от бесконечного информационного зуда у министерства финансов”, – отметила ранее глава комитета Госдумы по труду Ольга Баталина.

Владимир Путин во время прямой линии в апреле этого года тоже высказался против повышения пенсионного возраста. “Это отработал, в деревянный макинтош – и поехал?” – сказал тогда российский президент, указав, что в России 65 лет – средняя продолжительность жизни мужчин. И премьер Дмитрий Медведев прокомментировал эту “очень щепетильную тему”, посоветовав принимать решение только после “аккуратной дискуссии”. Хотя вопрос о повышении возраста выхода на пенсию затрагивался на заседании правительства 17 сентября.

Cоотношение пенсий и средней зарплаты все время уменьшается

При этом, как отмечает газета “Ведомости”, Минфину необходимо найти до 1 триллиона рублей доходов, “выпадающих” в результате обвала нефтяных цен. Министерству финансов требуется просчитать убытки, именно поэтому ведомство настаивает на жестком сокращении социальных расходов: индексации пенсий лишь на 4%, повышении пенсионного возраста, лишении пенсий пенсионеров с доходом выше 500 тысяч рублей в год. Бывший министр финансов Алексей Кудрин, в свою очередь, полагает, что повышение пенсионного возраста в России – дело неминуемое.

Директор Аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков в интервью Радио Свобода отметил прежде всего, что против повышения пенсионного возраста выступает подавляющее большинство населения России:

– Отношение совершенно негативное. Соотношение людей, которые бы одобрили эту меру и которые выступают резко против, причем с очень явно выраженным негативным отношением, составляет примерно 12% к 80%. То есть 12% – за, 80% – против. Чуть-чуть отличается реакция только среди наиболее квалифицированных людей и, соответственно, более обеспеченных, более образованных. Тех, которые готовы работать, поскольку они сильнее связаны со своей профессией. Для них работа – это как бы само собой разумеющееся занятие. Но все равно негативное отношение даже в этой группе преобладает, за – 20–25%, а примерно 70% – против. Больших колебаний тут в разных социальных средах и разных группах нет. Реакция совершенно, с точки зрения социолога, однозначная – “не повышать”. Люди не хотят, боятся этого, полагая вполне определенно, что их таким образом хотят, не увеличивая пенсии, просто заставить дольше работать. Или как-то сэкономить на них.

Выйдя на пенсию, люди собираются не отдыхать, а сокращать свои запросы и как-то выживать…

​– Но ведь пенсии в России совсем небольшие. Люди жалуются. И повышение пенсионного возраста, может быть, действительно заставило бы ходить на работу дольше. И зарплата обычно выше, чем пенсия. Чем же тогда объясняется настолько негативная реакция?

– Если смотреть на протяжении лет, то коэффициент замещения, т. е. соотношение пенсий и средней зарплаты, все время уменьшается. Если в советское время пенсия составляла примерно около 60–65% от средней зарплаты, то сегодня она приближается к 28–30%. Это резкое падение. Тем не менее, поскольку большинство населения все-таки люди с низкими доходами, то разница оказывается не такой большой. И только лишь в группах более образованных и более обеспеченных, более квалифицированных работников это расхождение очень значительно. Поэтому люди не так остро реагируют.

– Вы сказали, что люди в России очень сильно устают к моменту достижения ими пенсионного возраста. Получается, они рассчитывают, что будут отдыхать, выйдя на пенсию?

– Ну, не отдыхать, а сокращать свои запросы и как-то выживать… Все-таки две трети населения у нас живет в селе и малых городах, где уровень доходов очень невысок. И перепад между зарплатой и пенсией не так велик. Принудительный характер труда все-таки сохраняется. И смысла люди не видят в этом, полагая, что они как-то либо дополнительные какие-то заработки получат, либо как-то смирятся с этим сокращением доходов. Кроме того, если учесть у нас сильнейшую разницу в возрасте выхода на пенсию между мужчинами и женщинами, то женщины все-таки оказываются в семье. И на правах бабушки как-то снимают эту проблему самообеспечения. А мужчины, в общем, в гораздо меньшем количестве доживают до пенсионного возраста. Тут и алкоголизм, и профессиональные болезни, и усталость. Истощение людей очень ощутимо.

Страхи в этой возрастной группе гораздо выше, чем у молодых или даже у людей среднего возраста

​– Выход на пенсию воспринимается как рубеж, отделяющий зрелый возраст от наступления старости. Значит, люди не боятся старости?

– Так нельзя сказать. Страхи как раз в этой возрастной группе гораздо выше, чем у молодых или даже у людей среднего возраста, – страхи перед беспомощностью, перед отсутствием медицинской помощи, перед социальной уязвимостью. Тем не менее, видимо, характер работы, труда, принудиловки настолько силен, что люди все-таки относятся к пенсии как к освобождению от этого.

– На ваш взгляд, может ли повышение пенсионного возраста в России стать причиной социального взрыва?

– Насчет взрыва я очень сомневаюсь, но социальное напряжение, безусловно, поднимется и социальное недовольство тоже. Что будет одной из причин, видимо, резкого недовольства и ослабления поддержки нынешней власти. Но я сомневаюсь, что повышение пенсионного возраста вызовет социальные волнения или выступления, – полагает социолог Лев Гудков. 

Александр Гостев, Андрей Шароградский

Источник: svoboda.org

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий