Лаймдота Страуюма стала первым главой правительства Латвии, выступившим с речью на мемориальном кладбище легионеров в Лестене.
Долгое время визиты в это культовое для национал–патриотов место являлись своеобразным маркером, знаком принадлежности к определенному политическому направлению. Так, Эйнарс Репше в бытность премьером в 2003–м возложил венок на открытии комплекса, созданного на средства заокеанских организаций Daugavas Vanagi. Но с заявлениями тогда не рискнул.
Выступление Страуюмы в Лестене не было связано ни с какой особой юбилейной датой — и потому еще более выглядит привязанным к политической конъюнктуре. Все объясняется просто. На прошлой неделе олицетворяемая премьером Vienotība выступила застрельщиком приема в Латвии иммигрантов, чем обострила отношения в коалиции и вызвала недовольство части электората. Для удовлетворения сантиментов последнего как раз и предназначены такие речи. Имиджевые риски на Западе уже не волнуют, терять–то особо уже нечего.
Характерно, как в своем спиче Страуюма ловко подстелила соломку: «Тем, кто начинает сомневаться в Европе, кто оспаривает демократию, начинает принижать крепкие связи с Соединенными Штатами Америки, надо побывать на солдатских кладбищах… Только свободное, демократическое, основанное на наших собственных и европейских ценностях латвийское государство будет сильным и неприкосновенным. За это боролись покоящиеся в Лестене солдаты, и за это всем нам нужно бороться сегодня».
Но есть такое впечатление, что Страуюме составляли речь два разных спичрайтера. Ибо несколькими абзацами ранее она же указала: «Легионерам на фронте давались туманные обещания, что они борются за свободу Латвии. Хотя никакое «восстановление» латвийского государства в планы нацистов никогда не входило».
Что верно то верно. Однако факт остается фактом: отныне 15–я и 19–я дивизии Waffen SS официально причислены к борцам за демократию, из песни слова не выкинешь. И этим день 19 сентября уж точно войдет в историю Латвии.
Николай Кабанов
Источник: vesti.lv