Неадекватность восприятия украинской властью происходящего в стране и вокруг нее, отсутствие у нее понимания того, что есть и что надо делать, перешли в качественно новую стадию, став еще очевиднее и еще опаснее и для самой Украины, и для ее соседей, и для всей Европы.
Ситуация на Украине неуклонно ухудшается практически во всех сферах. Уровень ее рейтинговых оценок, отражая объективное положение вещей, неумолимо снижается, а отношение к стране в мире все более отчетливо переходит от сочувствия к непониманию и даже осуждению. П. Порошенко же, вопреки очевидному и в пику Кремлю, не устает рассказывать о «замечательных успехах». В интервью украинской службе «Голоса Америки», освещая положение в стране, он перечислил так много достижений, что даже работавшей с ним журналистке стало неловко. Одним из самых важных и значимых из них следует, по его мнению, считать «остановку самой мощной военной машины на континенте», иначе говоря, Российской армии. Под этим предлогом П. Порошенко вновь призвал все страны мира объединиться в единую «глобальную», как он выразился, «проукраинскую» коалицию, противостоящую «агрессору». Ну и, ясное дело, опять попросил подбросить ресурсов. В награду за старания и за достижение. Пусть пока в виде не «парада победы в Севастополе», о котором мечтал бывший министр обороны В. Гелетей, а только «остановки» машины. В реальной жизни не тронувшейся с места и даже не запустившей мотор.
«Евромайдановский» проект изначально строился, с одной стороны, на подмене понятий, игре политическими символами, мифах, с другой — на дозировании и искажении информации, ее интерпретаций, на активном использовании фигур умолчания. Позже к ним добавилась дезинформация, расцветшая в последнее время еще более пышным цветом. Назвать белое черным, черное — белым стало нынче не только не зазорно, а почетно. За это не наказывают, а, наоборот, поощряют. Искажение действительного положения дел дошло до того, что возгорание в первых числах сентября торфяников вокруг Киева, создавшее экологическую угрозу, было объявлено представителями Государственной службы по чрезвычайным ситуация Украины поджогом. Украинское общественное мнение в настоящий момент доведено до состояния такого антироссийского кипения, что догадаться, что это сделали «агенты Кремля», никому не составляет особого труда.
Много и охотно режим врет об армии. 23 марта П. Порошенко на встрече с командирами бригад и батальонов ВСУ в Национальном университете обороны заявил, что ВС Украины входят в пятерку сильнейших армий в Европе (в январе он называл армию просто «одной из сильнейших»). В свежем рейтинге от портала Global Firepower ВСУ отведено 25-е место в мире, на которое они опустились по сравнению с прошлым годом, потеряв четыре позиции. По военной авиации показатель хуже — 45-е место, по оборонному бюджету — 40-е. С таким финансированием удовлетворить даже текущие потребности армии невозможно, тем более что, по разным оценкам, от 30 до 50% их «съедает» коррупция. Что уж тут говорить о переоснащении ВСУ и об их модернизации? Об этом и мечтать не приходится. Если верить П. Порошенко, тенденция состоит в улучшении положения дел, в усилении армии. Реально — все с точностью до наоборот: тенденция негативная, армия слабеет. Действительный уровень боеспособности Вооруженных сил Украины далек от восторженных оценок, содержащихся в генеральских докладах президенту и президентских отчетах обществу. В Европе же ВСУ не пятые, как утверждает президент, а восьмые, уступая не только традиционным «тяжеловесам»: России, Великобритании, Франции, Германии, но и Италии, Польше, Швеции.
Откуда столь вопиющее несоответствие риторики — действительности и ее восприятия? Только ли от нежелания посмотреть правде в глаза, от незнания реального положения дел, от непонимания особенностей глобального и регионального политического процесса? А может быть, дело еще и в неадекватности взгляда, обусловленной… страхом. Вспомним, как панически боялся возмездия за содеянное А. Турчинов, когда ему в феврале — мае прошлого года всюду мерещились то русские парашютисты, облепившие купол Верховной рады, то русские танки, мчащиеся на всех парах к Киеву по Черниговскому шоссе. Как же все-таки здорово, что у первого президента Украины Л. Кравчука в свое время отняли ядерную кнопку! Не сделали бы этого, пятый президент с перепугу мог бы на нее давануть.
Похвальба главнокомандующего выглядит еще более странной и циничной, стоит только вспомнить о том, что ситуация в украинской армии остается крайне непростой. В плане и военно-технического оснащения, и материального снабжения, и квалификации личного состава (включая высшее офицерство), и его морально-психологического состояния. О такой проблеме, как коррупция в системе министерства обороны, превратившейся в настоящее стихийное бедствие, лучше даже не вспоминать. Замминистра обороны Украины в июле признался, что бойцы оснащены аптечками только на 50%. Это при том, что бюджетные средства, выделенные на их — аптечек — закупку, освоены полностью, а значительную часть этого атрибута обеспечили для армии волонтеры. Еще хуже положение дел с бронежилетами, касками, обмундированием, обувью. Из рук вон плохо организовано питание. Не отвечают современным требованиям санитарно-гигиенические условия в большинстве воинских частей и подразделений, причем не только в зоне АТО, но и в местах постоянной дислокации войск.
Другой сюжет из той же серии. После всплеска панических настроений, связанных с возможным переходом армии ДНР к активным наступательным действиям, в районе майских праздников и последовавшего за ним относительного полуторамесячного затишья, всю вторую половину лета украинские СМИ, обслуживающие режим, вновь взялись муссировать тему «российско-террористического» наступления. Оно, по их сведениям, должно было начаться буквально завтра. О том же, не щадя ни живота, ни языка своего, твердили политики из правящего лагеря. Да что там политики! О том, что наступление вот-вот начнется, с душераздирающими деталями и подробностями публично рассуждал председатель СБУ В. Грицак (как тут не вспомнить, что летом прошлого года в течение сорока пяти дней СБУ и военная разведка докладывали президенту сорок девять (!) «точных» дат начала наступления противника в Донбассе).
Тему наступления, вброшенную украинскими чиновниками, активно и явно в охотку поддерживали чиновные американцы, начиная с государственных деятелей и политиков, обеспечивающих украинское направление, и заканчивая генералами армии США и НАТО. Ближе к концу лета уверенность в том, что такое наступление случится, достигла апогея. Теперь уже дата 23−24 августа не вызывала сомнений практически ни у кого. Наступления же как не было, так, естественно, и нет, обвинения в адрес Москвы оказались надуманными, не имеющими под собой оснований. Тем не менее сказка про белого бычка на тему наступления России продолжается. 9 сентября А. Турчинов в интервью телеканалу «24» вдруг заявил, что РФ может начать полномасштабное наступление против Украины в любой момент. Такое упорство отнюдь не случайно. Обвиняя в агрессивных планах Москву, Киев тихой сапой готовит свое наступление, мечтая смести с лица земли ДНР-ЛНР по «хорватскому» сценарию, так, как в 1995 году уничтожила самопровозглашенную, непризнанную Республику Сербскую Краину армия Хорватии под руководством американских советников. Перекладывание с больной головы на здоровую, приписывание противнику того, что делаешь или собираешься сделать сам, с подачи американцев вошло в обычную практику режима П. Порошенко и обслуживающих его СМИ.
Яков Рудь
Источник: iarex.ru