Две Мексики

Две Мексики

«В деле установления диктатуры закона первые пять веков всегда самые трудные». На протяжении большей части последних двух десятилетий эта шутка бывшего премьер-министра Великобритании Гордона Брауна (Gordon Brown) казалась не просто мрачной, но и абсолютно ошибочной.

Вдохновленные примером Китая, ростом объемов торговли и притока капитала, разговорами о новых средних классах и многомиллиардных доходах, люди с легкостью забывали старые истины о том, как сложно бедным странам стать богатыми. Всех охватила легкомысленная уверенность в том, что развивающиеся рынки обязательно последуют примеру Южной Кореи и Тайваня на пути к богатству.

Однако недавно этот взгляд на развитие начал терять свои позиции — вместе с падением темпов роста. Рост Китая — локомотива, за который многие до сих пор цепляются — замедляется. Россия, Южная Африка и Бразилия вообще дали обратный ход. Курсы валют падают вместе с ценами на сырье, и они упадут еще больше, если Федеральный резерв поднимет ключевую ставку на ближайшем собрании. Объемы торговли растут медленнее глобального ВВП, и эта тенденция вряд ли изменится в ближайшее время. Все это делает ту траекторию, которую выбрали восточноазиатские тигры, еще более исключительной.

Гораздо более реалистичную модель может предложить Мексика — страна, которая умело воспользовалась своими значительными преимуществами, создав очаги современности, но при этом не смогла искоренить повсеместную нищету. Некоторые ее неудачи объясняются определенными особенностями политики. Однако они также являются отражением тех трудностей, с которыми сталкиваются развивающиеся страны по всему миру.

Два в одном

У Мексики сейчас есть масса преимуществ. Ее экономика привязана скорее к американской экономике, чем к китайской: за неделю Мексика экспортирует на самый крупный в мире потребительский рынок больше товаров, чем она экспортирует в Китай за целый год. Мексика, которая в прошлом очень зависела от нефти, имеет самую крупную и самую сложную в Латинской Америке промышленную базу, экспортируя больше автомобилей, чем любая другая страна, за исключением Германии, Японии и Южной Кореи. 

В течение двух десятилетий ее макроэкономическое руководство оставалось безупречно ортодоксальным. Но недавно Мексика открыла свою нефтяную индустрию для частных инвестиций и перехватила частные монополии. Энергичный мексиканский средний класс процветает в промышленном поясе, простирающемся от американской границы до Мехико. А политическая система Мексики в целом является достаточно стабильной.

Тем не менее, несмотря на несколько десятилетий реформ — временами половинчатых, временами полноценных — Мексике не удалось сократить разрыв между глобализованным меньшинством и большинством, которое прозябает в «отсталости и нищете», как сказал президент Энрике Пенья Ньето (Enrique Peña Nieto). С 1994 года, когда Мексика присоединилась к Североамериканскому соглашению о свободной торговле, средние доходы на душу населения росли со скоростью примерно 1% в год. Примерно половина населения Мексики живет за чертой бедности, а еще четверть находится на ее границе. В среде полицейских, судей и политиков, которые должны заботиться о социально незащищенных слоях населения, царят беззаконие, коррупция и конфликты интересов.

Такая двуликость Мексики свидетельствует о том, что, хотя для успеха необходимо вести правильную макроэкономическую политику, одной ее все же недостаточно. Те сложности, с которыми Мексика до сих пор сталкивается, должны стать предупреждением для всех остальных. Первый и самый простой урок — это централизованность урбанизации. Города предоставляют людям такие возможности, которых нет в сельской местности: к примеру, в Азии ежедневно из деревень в города переезжают 120 тысяч человек. Однако если в городах нет доступного транспорта, стабильной власти, безопасности и надлежащих санитарных условий, они не смогут реализовать свой экономический потенциал. В бедных кварталах мексиканских городов постоянно происходят жестокие преступления, связанные с наркотиками. В Южной Африке отсутствие общественного транспорта заставляет жителей трущоб садиться на дорогостоящие маршрутные такси, чтобы добраться до работы. В городах в Пакистане и на Филиппинах в городах постоянно отключают электричество. Трущобы должны быть приоритетом для любого сторонника модернизации. Именно там проживает большая часть населения, и именно там необходимо решать проблемы школьного образования, обеспечения рабочими местами и доступности технологий.

Автомобильные и железные дороги

Второй урок — важность инфраструктуры, и речь идет не только о городах. Многие основы современной экономики Мексики были заложены столетие назад в виде автомобильных и железных дорог, связывающих ее промышленный центр с портами и северной границей. Однако огромная территория этой страны не охвачена сетью дорог. Такая централизация приводит к аномалиям: пляжные курорты часто покупают морепродукты на оптовом рынке Мехико, находящемся в сотнях километров от побережья. Однако связать дорогами различные части страны — непростая задача. Нужны инвесторы, готовые пойти на риск, и политики, готовые нарушить статус кво. В Индии, к примеру, планы на реализацию крупных инфраструктурных проектов часто сводятся на нет спорами из-за земли и нехватки долгосрочного финансирования.

Третий урок Мексики — необходимость вывести неформальную экономику из тени. Маленькие, незарегистрированные фирмы обеспечивают работой большую часть трудоспособного населения Мексики, однако они не хотят платить налоги, а банки отказываются с ними работать. Все это лишает внутреннюю экономику существенной доли доходов. В течение последних 15 лет производительность крупнейших мексиканских компаний росла со скоростью в среднем 5,8% в год, тогда как производительность самых мелких фирм падала в среднем на 6,5% в год. Эта проблема настолько же характерна для мексиканских «changarro» — семейных магазинчиков — которые продают тако у каждой автобусной остановки, насколько она распространена в Индии, где 98% продаж продуктов питания относятся к теневому сектору. Электронное выставление счетов, которое создает цифровые следы для налоговых инспекторов, а также услуга мобильного банка, которая отдаляет бедных людей от теневой экономики, могут стать эффективными способами борьбы с этой проблемой.

Эта вездесущность теневых фирм указывает на последний урок — на губительное воздействие отсутствия доверия. В отсутствие исполнимых законов и контрактов, государственных услуг, за которые стоило бы платить налоги, и политического руководства, которое готово следовать национальным интересам, главным институтом, на который могут рассчитывать люди, становится семья. Как намекнул Браун, могут потребоваться десятки лет, чтобы построить институты, которые заставят людей доверять дистанционным трансакциям. Но это возможно. Вспомните ту уверенность, с которой сейчас инвестируют в центральные банки Мексики и Бразилии и налоговые власти Южной Африки.

Даже самый смелый реформатор не может решить все проблемы сразу. Это самый печальный урок двух Мексик: дорога к процветанию длинна и трудна. Однако успехи Мексики доказывают нам, что она существует. Даже если результаты появляются спустя несколько десятилетий, настойчивость и упорство всегда вознаграждаются.

Источник: inosmi.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий