Избирателя надо “ловить” не во дворах

Избирателя надо “ловить” не во дворах

Прокремлевский “Центр политического анализа” за полчаса до закрытия избирательных участков в Костроме опубликовал доклад, который был призван объяснить, почему партия РПР-ПАРНАС проиграла выборы в областное законодательное собрание. Название доклада подобрано метко: “1000 и 1 ошибка”. Это одновременно дает понять как о “сказочности” того, что там написано, так и о том, для какого “персидского царя” все это на самом деле предназначено.

На самом деле, тысячами измеряются не ошибки оппозиции, а количество технологий, пущенных в ход, чтобы не дать ей получить заветные пять процентов голосов. Тем не менее, по выражению Алексея Навального, “схватку с зомбоящиком, царствующим в малых городах и селах безраздельно”, демократическая коалиция проиграла. Методы, которые избрала оппозиция, чтобы прорваться через “киселевщину”, сработали на выборах мэра Москвы в 2013 году, но оказалась крайне неэффективны в регионах. Неэффективны потому, что не стали неожиданностью для власти и не были адаптированы под конкретные региональные проблемы.

Трудно рассказывать пришедшим на встречу во дворе десяти бабушкам о том, что вы собираетесь возвращать 40 процентов налогов в регионы. В большинстве своем, бабушки вообще уверены, что налоги они не платят, и, разумеется, не имеют понятия, как пенсия, которую дает им государство, связана с “какими-то там НДС”. Темой ЖКХ, дорог и цен на продукты бабушек тоже не удивить. Ведь Пашка-коммунист (эсер, “жириновец” – нужное подчеркнуть) из соседнего двора рассказывает им об этом уже пятый год и ничего не меняется, но он свой, родной, про него вечером на НТВ всякие ужасы не показывают.

Понятно, что действительно проработанная и серьезная программа по развитию регионов, с которой шел ПАРНАС, предназначалась для “бабушек” только в последнюю очередь. Ядерный электорат Демкоалиции – более-менее образованная молодежь и какой-никакой средний класс, голосов которых, согласно данным Росстата, в совокупности по всей Костромской области набирается около 15-18 процентов. Даже с учетом фальсификаций и низкой явки, на один мандат в региональном парламенте этого могло хватить. А если задача в этом и состоит, зачем распылять ресурсы? Ведь почувствовав угрозу мобилизации среднего класса в Волгореченске (чуть более богатом небольшом моногородке в 40 км от областного центра), власть была вынуждена прибегать там к самому серьезному административному давлению с целью обеспечить себе нужный результат.

Потенциально лояльный ПАРНАСу избиратель не ходит на встречи во дворах. Агитационные кубы он видит, но не находит в написанных там лозунгах чего-то действительно нового или касающегося именно его. В соцсетях пробиться к нему через толщи платных блогеров тоже крайне трудно. Остаются два выхода: или знаменитый московский креатив со спуском на парашютах непонятных ящиков с надписью “вооружайтесь” и шариковыми ручками внутри, или стремление говорить и делать то, что остальные партии говорить и делать боятся.

Наилучший вариант – объединить эти две стратегии. Если один из ваших основных месседжей – борьба с коррупцией, то почему бы не устроить “дачинг” и не прогуляться до резиденций богатых чиновников под Костромой? Конечно, с “шубохранилищами” столичных олигархов они ни в какое сравнение не идут, но Москва далеко, а спросить, на какие деньги построены и содержатся здешние хоромы – точно не самая плохая идея, способная проиллюстрировать рядовому избирателю вездесущность мздоимства.

Местных проблем, на которых можно было бы делать акцент в избирательной кампании, везде хватает. Те же костромичи еще недавно негодовали насчет переоборудования любимого многими горожанами места культурного досуга – кинотеатра “Дружба XXI век”, расположенного на центральной улице города. Сначала двухэтажное здание с колоннадой и фронтоном, построенное в 1950-е годы именно как главный кинотеатр Костромы, переоборудовали в паб, где сами фильмы стали служить лишь дополнительным развлечением, а теперь здесь и вовсе располагается продуктовый магазин, принадлежащий одному из бывших единороссов.

Кроме того, костромской бизнес уже давно недоволен, что рынок ритейла в области монополизировали близкие к местной власти бизнесмены. При этом КПРФ или ЛДПР боятся называть какие-либо конкретные фамилии, хотя и отрабатывают свою нишу в критике власти вообще, ее провалов в ЖКХ, капремонте, детской инфраструктуре, здравоохранении.

Кстати, в последнем тоже можно найти лакуны, о которых в рядах политических конкурентов ПАРНАСа принято молчать. Недавняя проблема сельских жителей – закрытые в результате медицинской реформы фельдшерские пункты, вместо которых обращаться предлагается в межрегиональные центры. Доступность медицины, которая в малых городах и селах области и так была на низком уровне, теперь вообще стремится к нулю. Как “скорая” будет зимой по костромским дорогам добираться до удаленных сел – страшно даже подумать.

Демкоалиция хотела, чтобы добытый с боем мандат в Костроме стал аналогом подвига покойного Бориса Немцова в Ярославле, который в местной облдуме в одиночку заменял собой целую фракцию. Но ведь Немцов и во время избирательной кампании, и уже имея статус депутата работал на свой “ядерный”, протестный электорат, отбирая голоса и у коммунистов, и у “эсеров”, и у ЛДПР. Он формировал свою повестку с опорой, а не поправкой на региональные проблемы, обличая местную, а не федеральную вертикаль.

Конечно, бросаться с московским задором в бой в костромской глубинке для того, чтобы объяснить бабушке, почему все проблемы из-за Кремля – это по-геройски смело. Но и по-геройски безрассудно. “Есть над чем подумать…”, – пишет Алексей Навальный. Вот только времени размышлять уже совсем нет.

Источник: rosbalt.ru

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий