17 сентября в Псковской области стартовал фестиваль имени Сергея Довлатова “Заповедник”. Спектакль, поставленный по этой повести Василием Сениным, в своё время и вдохновил псковского губернатора на проведение довлатовских чтений.
Однако последнее время более близким идее фестиваля кажется другое довлатовское произведение – “Компромисс”.
Из-за последних новостей о расследовании покушения на Олега Кашина”Довлатовфест” превратился для культурной общественности в сплошной поиск компромисса – между служением искусству и ответственной гражданской позицией.
Презентация фестиваля имени Сергея Довлатова год назад вышла более масштабной, чем теперь сам фестиваль.
В сентябре 2014-го был пресс-тур в Пушкинские горы, стол с аутентичным самогоном и концертная программа в Псковском драмтеатре.
Губернатор Псковской области Андрей Турчак прогуливался со звездными гостями и рассказывал, как три года назад ему пришла в голову идея “проложить мостик между Пушкиным и Довлатовым”.
На презентации появилась даже супруга губернатора Кира Турчак, а это означало, что будущий фестиваль должен стать не только большим культурным, но и блестящим светским мероприятием.
В сентябре 2015-го “Довлатовфест” действительно прогремел, но совсем не так, как рассчитывал Андрей Анатольевич.
Напомним, 7 сентября журналист Олег Кашин заявил, что расследование нападения на него закончено и несколько фигурантов дела – сотрудники холдинга “Ленинец”, принадлежащего семье Турчаков.
В тот же день главред “Русского пионера” Андрей Колесников отказался от празднования дня рождения журнала в Псковской области с формулировкой: “Мы так не можем”.
Это был лишь первый из череды отказов. После следующей сенсационной публикации, где прозвучало имя псковского губернатора, приезжать в Псков передумали поэты Сергей Гандлевский, Алексей Цветков, Полина Барскова, глава “Роспечати” Михаил Сеславинский и другие.
Программа и список гостей продолжали корректироваться и после открытия фестиваля.
Компромиссы
Собственно, открытия как такового и не было. “Довлатовфест” был предоставлен сам себе. Звездные гости приехали в качестве кураторов фестивальных программ, но ни председатель оргкомитета – губернатор Псковской области (он уехал на форум в Сочи), ни его супруга на фестивальных площадках не появились, как и вообще представители псковской администрации.
Саму фамилию “Турчак” вслух, кажется, в первый день фестиваля не произнесли ни разу.
Касаясь темы, которую нельзя обойти, гости фестиваля говорили “губернатор” или ещё отвлеченнее – “какой-то губернатор”.
Смысл разговоров сводился к тому, что нельзя гробить труд хороших людей, создавших хороший фестиваль, только из-за того, что какой-то губернатор оказался замешан в криминальной истории.
Или, как выразился на панельной дискуссии кинорежиссер Алексей Герман-младший: “Нельзя макать в грязи трагически умерших людей (то есть Сергея Довлатова – авт.) из-за какого-то губернатора”.
Как бы старательно ни забывали о псковском губернаторе, полностью игнорировать скандальный фон фестиваля не получилось.
Писатель Виктор Ерофеев не смог не подметить, как точно попадает творчество Сергея Довлатова в контекст сегодняшней исторической ситуации.
Страна, говорил Виктор Владимирович, снова “вползает в Советский Союз” и опять предлагает нам жить компромиссами – хочешь заниматься искусством, придется сотрудничать с этой властью.
Правы и те и другие?
Приехать на “Довлатовфест”, выполнив обязательства перед публикой, или не приехать, продемонстрировав свое отношение к “этой власти” – хороший пример такого рода компромиссов.
Правы и те, и другие, считает Виктор Ерофеев: обе позиции морально приемлемы.
В комментарии для Русской службы Би-би-си он пояснил, что его собственный выбор определен литературным конкурсом, которым он занимался целых полгода: “Мой выбор был заложен в ту конструкцию, что мы полгода работали над выявлением людей, которые могут получить премию. История, которая проявилась позднее, никак не вязалась с тем, что 69 человек написали и прислали свои рассказы”.
“Губернаторы, в общем-то, приходят и уходят, и сколько таких губернаторов вообще по России? Тогда покажите мне регион, куда можно ехать! Разве нам можно было ездить в Краснодар, к Ткачеву, в таком случае?”, – добавил Ерофеев.
Сегодняшние дни напомнили Ерофееву НЭП 1920-х годов, когда в культурной среде царил плюрализм: “Одни считали, как сменавеховцы, что надо идти вместе с властью, другие считали, что никак нельзя, а надо уходить во внутреннюю эмиграцию”.
Правыми себя считали и те, и другие – ровно как и сегодня разделились мнения в отношении “Довлатовфеста”.
Пугает только то, что после 20-х были 30-е… И Виктор Ерофеев признает, что дыхание 30-х в воздухе ощутимо: “Я много езжу по стране и вижу, что есть большие аналогии. И есть момент, который гораздо подлее. Наш разговор с Брежневым про Афганистан был более, я бы сказал, понятный, чем то, что происходит сейчас на Украине”.
“Истеричный менторский тон”
С Ерофеевым категорично не согласился Алексей Герман-младший, и в этом смысле дискуссия удалась.
Кинорежиссер отказался видеть в творчестве Довлатова и в довлатовском фестивале какие-либо компромиссы и попросил не смешивать имя писателя с криминальной историей, “которую надо расследовать, безусловно”.
Вряд ли кто-то мог всерьёз допустить мысль, что подозрения, павшие на Андрея Турчака, могут запятнать репутацию Сергея Довлатова, но без сомнения обсуждать скандал Герману было крайне неприятно.
Атмосферу, которая сложилась вокруг фестиваля, а точнее фейсбучное осуждение тех, кто не отказался от участия в “Довлатовфест”, кинорежиссер назвал “истерикой”.
“Я действительно с уважением отношусь к решению коллег не ехать на фестиваль, но я вижу, что организаторы старались, я вижу, что ребята очень старались сделать хороший фестиваль”, – заявил он.
По словам Германа, отказаться в последний момент означало бы подставить организаторов, которые уж точно ни в чем не виноваты, а к тому же, просто неправильно – связывать имя трагического писателя со скандалами.
“Да, должно быть расследование в отношении губернатора. Но этот злобный истеричный менторский тон – лично на меня он не действует и подчиняться ему я не собираюсь”, – объяснил Алексей Герман свое отношение к ситуации вокруг “Довлатовфеста”.
Парадокс в том, что люди, решившие все-таки приехать в Псков, тем самым сделав свой моральный выбор в пользу искусства, могли полностью погрузиться в это искусство, забыв о политике.
Псков создал к тому все условия. Местные СМИ, за исключением газеты “Псковская губерния”, ни слова не пишут про расследование нападения на Кашина и подозрения, павшие на Турчака.
Местные журналисты не вышли в одиночные пикеты к администрации области. Гости фестиваля могли не опасаться неудобных вопросов.
Но не смогли удержаться – и задали их себе сами. Информационную блокаду, воздвигнутую самоцензурой псковской прессы, пробили не только те, кто громко отказался от участия в довлатовском фестивале, но и те, кто несмотря ни на что приехал.
Источник: bbc.com