Bohemian Rhapsody (“Богемная рапсодия”) – самая популярная, самая любимая и самая необычная композиция группы Queen. КорреспондентBBC Culture рассказывает о ее истории.
Прошло уже 40 лет после записи сингла Bohemian Rhapsody группы Queen, но эта песня и по сей день звучит свежо и радикально.
Она совершенно бескомпромиссна, и поэтому из поколения в поколение продолжает восприниматься как безумное и гениальное творение, а вовсе не как устаревшая диковинка.
Стоит ее включить, как сразу переносишься в сцену из фильма “Мир Уэйна”, в автомобиль радиодиджеев Уэйна и Гарта, трясущих головами и колотящих по приборной доске под тяжелые риффы гитариста Брайана Мэя.
Или же невольно затягиваешь: “Scaramouche, Scaramouche, will you do the fandango?” (“Скарамуш, Скарамуш, станцуешь нам фанданго?”), подражая оперному вокалу Фредди Меркьюри.
Эта прог-роковая мини-оперетта разошлась в мире тиражом в более чем шесть миллионов экземпляров, оказавшись одним из самых продаваемых рок-синглов в истории. Она дважды (с промежутком в 15 лет) попадала в первые десятки хит-парадов в нескольких странах, – несмотря на то, что при продолжительности почти в шесть минут она вдвое длиннее типичного хита.
В 1976 году песня стала номером один в Британии и оказалась первым синглом группы, попавшим в американскую десятку. На первых строчках чартов она пробыла 17 недель.
В 1992 году она вновь вернулась в США в топ-10 и продержалась там еще три месяца – благодаря уже упомянутой голливудской комедии “Мир Уэйна”.
С наступлением цифровой эпохи Bohemian Rhapsody вновь показала, чего она стоит: по общему количеству скачиваний через интернет она уверенно держится в первой десятке.
Вечер в опере
Эта песня ознаменовала поворотный момент в карьере британского квартета. Она последовала за синглом Killer Queen, который в первой половине 1975 года попал в США в топ-40 и позволил группе устроить масштабное турне.
Успех Killer Queen заставил музыкантов с особым вниманием подойти к записи своего четвертого альбома A Night at the Opera (“Вечер в опере”).
В распоряжении коллектива впервые оказался серьезный бюджет, и рокеры (вместе с продюсером Роем Томасом Бейкером) решили оторваться по полной программе.
Меркьюри и компания считали сдержанность и тонкость в музыке прерогативой других, унылых групп, недостойных носить имя Queen.
“Богемной рапсодии” квартет уделил особенно много сил и внимания. Запись песни началась 24 августа 1975 года в студии в Уэльсе.
Фронтмен Фредди Меркьюри к тому времени работал над ней уже несколько лет. Поначалу он написал “Ковбойскую песню” (The Cowboy Song) со строчкой “Mama, just killed a man” (“Мама, я вот убил человека” – с которой начинается и “Рапсодия”).
Бейкер впервые услышал эту песню у Меркьюри дома и понял, что эта композиция задумана, чтобы заткнуть за пояс все предыдущее творчество группы.
Прервавшись на середине исполнения, Меркьюри заметил: “А вот тут начнется оперная часть”. Они с Бейкером посмеялись, но певец, как оказалось, вовсе не шутил.
Участники Queen обычно писали песни в одиночку, а потом приходили в студию и показывали их остальным. Так оно было и с “Богемной рапсодией”.
Можно представить лица музыкантов, когда Меркьюри рассказал им про опус из шести частей, в котором он решил выступать не только певцом, но и дирижером.
Оставалось только пожалеть бедный студийный магнитофон на 24 дорожки, куда предстояло все это уместить. На запись ушло несколько месяцев, она проводилась в полудюжине разных студий – Меркьюри, казалось, практически каждый день добавлял по новой вокальной партии.
Композиция начинается со вступления а капелла, за которым следует фортепианная баллада с нотками траурной речи (“Прощайте, вы, мне в путь пора…”), потом гитарное соло, затем пресловутая оперная часть, хард-роковый фрагмент (под который трясли космами в “Мире Уэйна”) и, наконец, задумчивая кода.
Только в оперной части 180 отдельных вокальных треков, и она напоминает сумасшедший мормонский хор: аналоговое звуковое оборудование еле выдержало многократно накладывавшиеся вокализы Меркьюри.
В песне есть отсылки к итальянской комедии дель арте (хвастун Скарамуш), испанскому народному танцу фанданго, операм Россини и Моцарта (Фигаро) и Занзибару, где родился Меркьюри (“бисмиллях” в переводе с арабского означает “во имя Аллаха”).
“Вы что, рехнулись?”
Что все это значит? Мерькюри никогда ничего не объяснял ни журналистам, ни товарищам по группе. Он предпочитал, чтобы слушатель сам находил в песнях смысл.
Реакция лейбла, на котором записывались Queen, выразилась в кратком вопросе: “Вы что, рехнулись?”
Руководство звукозаписывающей компании попыталось заставить группу сократить песню, чтобы она лучше вписывалась в формат радио, где в то время обычно звучали трехминутные синглы. Музыканты наотрез отказались.
Чтобы добавить ажиотажа, они записали не менее революционное видео. Было это за несколько лет до того, как – благодаря MTV – клипы стали обязательным элементом раскрутки новой песни.
Queen и режиссер Брюс Гауэрс соорудили видеопоппури из концертных выступлений и странных визуальных образов, гармонично дополнившее “Рапсодию”.
Песня и видеоклип к ней превратили Queen в звезд, собиравших стадионы. Но к моменту смерти 45-летнего Меркьюри в 1991 году группа уже постепенно начинала уходить в тень.
Но тут появился Майк Майерс. Актер позднее рассказывал, что ему пришлось серьезно биться за то, чтобы “Богемная рапсодия” попала в знаменитую сцену из “Мира Уэйна”.
Съемки уже были почти завершены, когда умер Меркьюри. Режиссер Пенелопа Сфирис хотела использовать в этом эпизоде более современную песню, однако Майерс (как в свое время Queen) уперся: он пригрозил вообще уйти со съемочной площадки, если ему не уступят.
Упрямство принесло плоды, и Queen вновь попала в чарты после слов Уэйна: “Полагаю, джентльмены, сейчас нам не помешает немного “Богемной рапсодии”.
Или, как говорил Меркьюри во время записи: “Пупсики, надо добавить еще парочку “Галилеев”.
Источник: bbc.com