В современном мире трудно оказаться в полном одиночестве. Дети даже не могут представить себе такое.
Но пока европейские лидеры спорят о том, что делать с наплывом беженцев и мигрантов, наименее защищенная группа ускользает из поля зрения.
Согласно данным ЮНИСЕФ, число детей и подростков, пытающихся получить убежище в Европе, выросло на 74% – речь идет о 106 тысячах человек лишь за первое полугодие.
Самые маленькие, кому меньше 10 лет, обычно прибывают в Европу вместе с кем-то из членов семьи. Но число несовершеннолетних без сопровождения также резко возросло.
Некоторые осиротели в результате военных действий на родине. Некоторые отбились от родителей по пути в Европу.
Некоторых семьи на родине отправляют в путь в одиночку, в надежде, что им удастся получить убежище, а затем либо привезти остальных родственников легально, либо посылать им деньги.
Европа оказалась полностью неподготовленной к наплыву этих детей.
Сейчас они прибывают через Грецию и Венгрию, но за последние два года контрабандисты, нелегально перевозящие людей через границу, предпочитали отправлять их в Италию. Именно туда я и отправилась выяснить, как выглядит жизнь этих несовершеннолетних мигрантов.
Многие из тех, кто прибыл из Сирии, Эритреи и Афганистана, лично были свидетелями ужасов у себя на родине. По дороге в Европу некоторых ограбили и изнасиловали, но все они были уверены, что по прибытии в Европу их проблемы закончатся. Они жестоко заблуждались.
Дети – это бизнес
Итальянские власти не в состоянии эффективно справиться с наплывом мигрантов и беженцев, прибывающих к ее берегам, а это, в свою очередь, дало возможность людям, не слишком обремененным совестью, заработать.
Множество подростков оказались жертвами эксплуатации с самого начала.
На юге Италии подростки и дети – это бизнес. Центры по приему мигрантов получают от правительства до 75 евро в день за каждого несовершеннолетнего (за взрослых они получают по 35 евро).
Столкнувшись с огромным количеством мигрантов, местные власти разрешили частным гражданам открывать центры по приему несовершеннолетних беженцев и мигрантов. При этом за деятельностью этих центров не осуществляется практически никакого контроля.
Мы отправились в центр Джарре, в Сицилии, так как до нас дошли шокирующие сведения об условиях жизни в этом месте – отсутствии туалетов, оголенных проводах электропроводки и отсутствии службы социальной помощи.
В результате нашего расследования, за которым последовало официальное расследование депутатами парламента Италии, несколько дней назад этот центр был закрыт.
Но до нас дошли жалобы не только на условия в частных центрах по приему беженцев, но и в центрах официальных, государственных. Иногда даже идет речь о связях этих центров с местной мафией.
Сексуальная эксплуатация
Фабио Соргони, представитель итальянской неправительственной организации On The Road, говорит, что есть лишь короткий отрезок времени, во время которого детям и подросткам, прибывающим в Европу, можно предоставить истинное убежище.
По закону подростки имеют право днем выходить на улицу, а там, говорит Фабио Соргони, они чрезвычайно легко становятся жертвами организованных преступных группировок или же желающих воспользоваться их неопытностью.
В большинстве итальянских центров нет переводчиков, знающих родные языки детей. Также нет людей, обученных выявлять жертв сексуальной эксплуатации.
Дети и подростки в таких условиях чувствуют себя незащищенными, слабо понимают, что происходит, и в результате тысячи просто бегут из этих центров и живут на улицах.
Им никто не помогает, и никто не несет за них ответственность. Им приходится жить, как получится. И делать все, что угодно, лишь бы выжить.
На римском вокзале Термини собираются мальчики из стран Ближнего Востока, которым некуда податься. Некоторым всего 11 лет, и они окружены далеко не самыми лучшими представителями итальянского общества.
Мы наблюдали за тем, что происходит вокруг вокзала в течение нескольких месяцев. Иногда появлялись новые мальчики, другие исчезали – их арестовывали, или они уезжали на север Европы.
Но все они рассказывали нам похожие истории.
14-летний Халед говорит, что начал торговать наркотиками для того, чтобы купить себе еду.
“Я это сделал для того, что бы избежать того, что делают другие подростки, – заниматься сексом с итальянскими мужчинами. Я это видел своими глазами. Мальчики из Египта, Туниса или Марокко просят за это 50, а то и всего 30 евро”, – объясняет он.
Мы работали на вокзале со скрытыми камерами, и Халед хотел показать нам, как это работает. Он зашел в местное кафе, известное тем, что здесь можно найти секс-клиентов, и без труда разговорился с мужчиной средних лет.
Большинство подростков, которые встретились нам в районе вокзала, – мусульмане и выросли в консервативных семьях. Ни один из них не признался нам, что сам продает свое тело за деньги.
Все указывают друг на друга. Но Лассад, итальянский доброволец тунисского происхождения, который несколько дней в неделю приходит в район вокзала Термини для того, чтобы попытаться убедить мальчиков не заниматься преступной деятельностью, говорит, что большинство подростков, которых мы там встретили, занимаются мелким воровством, приторговывают наркотиками или оказывают сексуальные услуги.
“Я бы никогда сюда не приехал”
“А чего вы ожидали? – спрашивает он. – Как еще они могут выплатить свои долги контрабандистам, привезшим их в Италию, где они возьмут деньги на еду? У некоторых вообще нет крыши над головой. Люди здесь знают, что эти мальчишки оказались в безвыходной ситуации и охотятся на них. Это просто рынок”.
Хамид уже один раз отсидел в тюрьме за торговлю наркотиками. Он говорит, что раз в неделю звонит в Египет своей маме и врет ей о том, как он живет. Он спит в ночных автобусах. Моется у фонтанчика с питьевой водой.
Думал ли он, что в Европе его ждет лучшая жизнь? – спросила я его.
“Мы ехали сюда, думая, что мы пойдем в школу, что у нас будет крыша над головой, что мы найдем работу. Но все оказалось по-другому. Кое-кто из нас работает за гроши на рынке, кое-кто продает наркотики, кто-то продает собственное тело, – говорит Хамид. – После пары раз им уже все равно. Если бы я знал об этом, я бы никогда сюда не приехал”.
Для многих из этих подростков побег в Европу оказался дорогой, ведущей в ад.
Долговое рабство
Большинство одиноких подростков, прибывающих в ЕС, – мальчики, но по дороге из Рима в Абруццо мы узнали об ужасной судьбе нигерийских девочек в Италии.
В Италию давно уже привозят женщин из Нигерии работать проститутками, но после того как из Северной Африки стали прибывать суда с мигрантами, число нигерийских проституток, в том числе и несовершеннолетних девочек, значительно возросло.
Обычно девочки и девушки отправляются в Европу, думая, что будут работать парикмахерами или сиделками.
Когда им удается пересечь Сахару и добраться до Ливии, контрабандисты на время их запирают, насилуют, а затем сажают на утлые суда, следующие в Италию.
Когда девушки добираются до Италии, контрабандисты им заявляют, что они должны 50-60 тысяч евро за дорогу в Европу.
В подобном долговом рабстве оказываются даже 13-летние девочки.
На пустынном участке дороги из Рима в Абруццо клиенты платят за секс 15 евро. При такой ставке на выплату 50 тысяч евро уйдут годы.
Девушки, которым удалось сбежать и обратиться за помощью к властям, говорят, что контрабандисты угрожают насилием их семьям в Нигерии и нередко исполняют свои угрозы.
Мы видели, как вдоль дороги стоят девушки, и даже в темноте, несмотря на макияж, видно, что некоторым из них еще нет и 15 лет.
Мы увидели Анни рядом с урной. Она заметно нервничала и пыталась продать свое тело. По ее словам, она совсем недавно приплыла из Ливии. Девушки говорят, что иногда они занимаются сексом просто за еду.
И Италия – не исключение. Все эти ужасы происходят в темных уголках по всему континенту, в то время как в Европу приезжает все больше и больше несовершеннолетних мигрантов и беженцев.
Конечно, существуют нормы и законы о защите несовершеннолетних как в международном, так и в европейском праве. Но пока европейские политики спорят о том, что делать с наплывом беженцев и мигрантов, и пытаются переложить ответственность друг на друга, дети оказываются брошенными на произвол ужасной судьбы прямо на нашем пороге.
Катя Адлер
Источник: bbc.com