Угрозы виртуального зазеркалья

Угрозы виртуального зазеркалья

Ребенок может зайти на сайт, который исковеркает его психику на долгие годы

В конце августа в Башкирии 17-летний юноша после многочасового сидения за компьютерной игрой потерял сознание и скончался. Ранее подобное произошло с 14-летним подростком из Екатеринбурга. В прессе появлялись сообщения и о других трагических случаях в разных странах. И вот уже эта тема стала предметом интереса литераторов. Российское издательство “Эксмо” опубликовало повесть Елены Артамоновой “Смерть из компьютера”. Писательница выстраивает свой сюжет на предположении, что в компьютерных “стрелялках-догонялках”, возможно, спрятан смертельный вирус. Не исключено…

Прогресс не остановить. Бурное развитие компьютерных технологий за последние десятилетия преобразило мир. Мобильная связь, Интернет, персональные компьютеры прочно вошли в наш быт, изменили образ жизни и мышление. Расширили наш кругозор, пространство межличностных связей, возможности самовыражения. Вместе с тем стали выявляться и отрицательные явления виртуального мира, в том числе и угрозы, который он породил. Обсудить эту тему я пригласил эксперта по информационной безопасности Самвела Мартиросяна.

— Какие они, реальные угрозы виртуального мира?

— Во-первых, самая большая проблема, связанная с негативными воздействиями виртуального мира, та, что у человечества нет опыта, не на чем основываться. То есть угрозы выявляются по мере их возникновения, предугадывать их довольно сложно. Кроме того, технологии меняются настолько быстро, что человеческое сознание не успевает за ними. Складывается ситуация, когда человек менее подготовлен к общению с устройством, нежели само устройство, которое заранее подготовили к общению с человеком.

Если же говорить о конкретных угрозах, возникших по мере общения с виртуальным миром — зависимость от Интернета, компьютерных игр — они связаны с тем, что человечество оказалось вовлеченным в какой-то новый тип реальности, с которым ранее не сталкивалось. Эта реальность привлекает в большей мере молодое поколение, что породило образовательные проблемы. Современная система образования, воспитания не поспевает за развитием современных технологий. Она переживает даже не кризис, а крах. Взрослое поколение не понимает, как воспитывать детей в подобных условиях. А молодое поколение фактически переключилось на самообучение. Мы не знаем, какими будут результаты этих процессов, потому что пока не выросло поколение детей, которые воспитаны на этом и воспитали своих детей. Это станет ясно лет через двадцать-тридцать. Но уже сегодня мы видим хотя пока и редкие, но катастрофические последствия компьютерной зависимости, те же случаи, когда подросток сутками играет в компьютерные игры и от истощения умирает.

— Очевидно и потому, что полностью теряют связь с настоящей реальностью.

— Да. И с этим связан еще и психологический эффект у детей, которые слишком много времени тратят на игры — они утрачивают чувство опасности. Такой ребенок, скажем, переходя улицу не так осторожен. У него вырабатывается игровой стереотип — если не получится перейти и его собьет машина, он может попробовать еще раз. Как бы это странно ни звучало, но это так, правила игрового виртуального мира переносятся на реальность.

— На днях в телесюжете показали, что в Австралии построили оборудованный под компьютерные игры зал в 1000 квадратных метров. Человек надевает очки виртуальной реальности, входит в зал и чувствует себя полностью в атмосфере игры. Было и смешно, и жутко наблюдать игрока, мечущегося по пустому помещению с “автоматом” в руке, дергающемуся из стороны в сторону, “стреляющему” в невидимых противников. И было сказано, что сеть таких заведений будет расширяться. Не усугубит ли это ситуацию?

— Безусловно. Возрастет воздействие виртуального мира, будет все более утрачиваться связь с реальностью, увеличится агрессивность, нервозность. К примеру, в Японии, локомотиве технического прогресса, внедряли компьютеризацию в детских садах в то время, когда у нас только-только стали появляться компьютеры. Но, в конечном счете, на собственном опыте общество пришло к тому, что это приводит к серьезным последствиям, и сегодня ограничивает пользование компьютером детям до половозрелого возраста. Мы, к сожалению, привыкли учиться на собственных ошибках, а не на чужом опыте. И сейчас многие у нас с радостью воспринимают идею внедрения планшетов в первых классах.

С другой стороны — это встреча человека с неожидаемым знанием. В сети человек может случайно оказаться на сайте с информацией, к которой он психологически не готов. Это может быть видео жестокостей войн на Ближнем Востоке, где боевики обезглавливают людей, заживо сжигают. В обычной жизни человек ограждает себя от негативной информации, защищает свою психику. Сегодня ни один ребенок не защищен от этого нежелательного вмешательства. Он сидит тихо в своей комнате перед компьютером, родителям не мешает, они спокойны, у них возникает ложное чувство безопасности. А ребенок в это время может зайти на сайт, который исковеркает его психику на долгие годы.

Это угрозы, возникающие как бы сами по себе. Но есть угрозы целенаправленного воздействия. Уже достоверно известно, что многие правительства используют Интернет как площадку для пропаганды, для слежки. Откровения Эдварда Сноудена показали, что уровень слежки за людьми превосходит самые смелые фантазии авторов антиутопических произведений. Это уже не “1984”, а “”2015” от Джорджа Оруэлла. Некоторые случаи стали широко известны общественности. Помните секту “Аум синреке”? Японская тоталитарная секта использовала для своей пропаганды мультипликационные фильмы. В них были внедрены некоторые образы воздействия, вызвавшие массовые случаи эпилепсии. Это не фантазии из фильмов про теорию заговора, а факт. Есть технологии, позволяющие воздействовать на психику человека на расстоянии. Информация об их использовании несколько преувеличена, но у нас нет гарантии, что через несколько десятков лет на Земле будет столько же демократических государств, сколько сегодня. А технологии воздействия будут более развитыми.

— Есть и другие источники воздействия — телевидение, реклама…

— Компьютерные игры, в которых есть элемент виртуальной реальности, уже давно стали сферой интересов рекламных агентств. Они активно сотрудничают с производителями игр. Часто человек, играя, не замечает, что получает изрядную дозу рекламы. На молодое поколение реклама воздействует намного серьезнее, чем на взрослых. В телевизоре реклама нервирует ребенка, когда вклинивается в мультфильмы. Но когда реклама вплетена в игру, в которую вовлечен ребенок, это вызывает совершенно иной эффект. Не говоря уже о том, что игры сегодня формируют мировоззрение ребенка. Игры с сюжетом, описывающие будущее человечества, модели его построения, и на этой площадке идет серьезная идеологическая борьба. Как ни странно, эта сфера довольно мало исследована, но, например, есть очень известная игра “BioShock”, описывающая некие антиутопические общества. Создатель этой игры является оппонентом идей американской писательницы российского происхождения Айн Рэнд. Она мало известна у нас, но считается одним из идеологических столпов современного американского общества. Если даже человек не знает, кто такая Айн Рэнд, не в курсе идеологических баталий, он невольно вовлекается в игру, становится носителем этой идеологии.

— Но есть и другая сторона виртуального мира. Он может играть и познавательную роль. Хотя бы виртуальные путешествия по разным странам. Но сегодня упор делается именно на “стрелялки”.

— Да, игра может и выполняет часто эту функцию. Очень многое из истории дети знают не по учебникам. Есть исторические игры про древний мир, про Америку времен Гражданской войны, про Османскую империю. Причем там все это выглядит ярко, визуально привлекательно. Однако создатели этих игр не ставят перед собой образовательную цель. А школьные преподаватели часто и не в курсе, что у них есть сильный конкурент, который более интересен для ребенка. Он получает отнюдь не реальное представление об исторических событиях. И неизвестно, каким станет нынешнее поколение, воспитанное на постмодернистском взгляде на историю развития цивилизации. То же, кстати, и в кино. Кинематограф влияет на игры, игры влияют на кинематограф. Есть целый ряд фильмов, которые были сняты на основании компьютерных игр. В области образования возникла “черная дыра”, которая засасывает детей в иной мир. Плохо то, что стандартное образование пока не принимает во внимание наличие этой конкурентной среды.

— Виртуальный мир еще и разобщает людей. Сегодня многие предпочитают общаться через социальные сети, а не вживую. С одной стороны, в некоторых случаях это удобно и оперативно, а с другой?

— Это так, и мы не понимаем, почему это явление возникло, поскольку живем в маленьком городе. Мне кажется, что разобщение произошло еще до Интернета. Представьте мегаполис, где люди тратили многие часы на транспортные поездки на работу и обратно. У них не оставалось времени на досуг, на общение с друзьями, и потому появление Интернета для них спасение. Но происходит разобщение уже и на близком расстоянии. Можно видеть молодых людей, которые сидят рядом, но каждый уткнувшись в свой гаджет. Здесь есть и плюсы, и минусы. Скажем, для многих инвалидов общение в Интернете позволяет избежать передвижений по нашему городу, который отнюдь не приспособлен для их нужд. Потом Интернет дает возможность знакомиться с людьми по интересам. В реальной жизни это не всегда происходит, а так это можно сделать довольно быстро.

— Может это разобщение привести к демографическим проблемам — разрыву семейных связей, снижению рождаемости?

— Подобные процессы возникли не сейчас. Это болезни современного общества, которое настроено на карьеру, индивидуализацию. Может, Интернет и усугубляет их, но не надо все валить на него. Например, он нередко помогает создавать семьи. Среди моих знакомых многие нашли свою вторую половину именно через Интернет.

Но если люди очень много времени проводят в онлайн-режиме, порой замыкаются в себе, возникает своего рода аутизм. Подобный человек не имеет препон, может писать, что угодно, тем более, если он открывает какой-то “левый” профиль. А в жизни он уже не может смотреть собеседнику в глаза, разговаривать с ним. Это происходит не со всеми, но определенная деформация личности наблюдается.

— Спасибо за интересную беседу.

 

Павел Джангиров

Источник: express.am

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий