Кнут для риэлторов или очередная кормушка?

By admin Sep 18, 2015

В осеннюю сессию Госдума собирается рассмотреть закон «О саморегулировании в области риелторской деятельности». Инициаторы проекта считают, что государство должно в принудительном порядке обязать вступать риелторов в подобные организации. Чем может обернуться эта инициатива для всех участников рынка?

Откачка денег или живая инициатива?

Первый заместитель председателя думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, комментируя эту инициативу, подчеркнула: на рынке сложилась практика, когда с гражданина агенты по недвижимости берут деньги за услуги очень сомнительного качества, а то и вовсе даже не за услугу, а только за информацию о ней. Эта практика порочна, от нее нужно отказываться. И сделать это можно лишь на том условии, что все участники рынка в обязательном порядке будут являться членами саморегулируемых организаций. Причем они должны будут не только иметь соответствующую квалификацию, но и нести бремя ответственности перед клиентами и государством в случае причинения оным ущерба.

Инициатива, вроде бы, хороша со всех сторон. Но здесь возникает один интересный момент.

Уже как минимум четыре года подряд сами риелторы неоднократно поднимали вопрос о необходимости внедрения в отрасли механизмов саморегулирования. Взять хотя бы заседание Национального совета российской Гильдии риелторов в сентябре 2011 года, или круглый стол на эту же тему в рамках Международного форума рынка недвижимости и финансов в Торгово-промышленной палате в октябре того же года.

Что же касается нормативных документов, призванных навести порядок в этом бизнесе, то они периодически появлялись и того раньше. Это, в частности, уже прошедший было второе чтение законопроект № 97700253−2 от 1997 года, а также законопроект № 53431−3 от 2001 года.

Так почему же ни в «лихие» девяностые, ни в «переломные» нулевые, ни даже в весьма «тучное» для рынка начало второго десятилетия нового века инициативы в этой сфере так и оставались частными, а законы — «заворачивались»? Зато теперь, когда рынок продолжает безуспешно нащупывать дно, опускаясь все ниже, чиновники, похоже, решительно настроены изменить ситуацию и, по их словам, «создать условия для добросовестной конкуренции».

На эти вопросы сложно ответить однозначно, но попытаться определить мотивацию все-таки можно. И здесь напрашивается как минимум три варианта ответа.

Итак, вариант номер один: законодатели и депутаты всерьез озабочены ужасным состоянием дел в отрасли и, в стремлении защитить рядовых граждан от произвола «черных маклеров», решили довести дело до победного конца и обезопасить рынок.

Примечательно, что с той же целью в 2004 году был принят знакомый каждому дольщику закон 214-ФЗ. Пока еще не известно, насколько эффективными окажутся внесенные в него в июле 2015 года изменения (новая редакция, как сообщается, вступит в силу с 1 октября с.г.), но до настоящего времени полностью решить проблему обманутых дольщиков он так и не смог.

Вариант номер два: спешное выполнение рекомендаций высшего руководства страны. 28 апреля этого года на петербургском медиафоруме Владимир Путин заявил, что проблему регулирования риелторской деятельности стоит рассмотреть более подробно. Поэтому получается, как в подзабытом коммунистическом присловье: «партия сказала — надо, комсомол ответил — есть».

По схожему принципу реализовывалась идея с обязательными платежами на капремонт. Но внедрение системы привело к крайне негативным последствиям — граждане массово отказываются платить, подают иски в суд об отмене данного механизма. Так что теперь власть предержащим приходится всерьез задумываться над тем, что новация-то, оказывается, требует серьезной доработки.

Прежде, чем озвучивать третий вариант, следует отметить, что данный законопроект — тот редкий случай, когда и рядовые граждане, и сами риелторы придерживаются единой точки зрения на этот счет. «Наконец-то, — облегченно выдыхают и те, и другие, — давно пора».

Потому что так, как есть сейчас, на рынке быть не должно, подчеркивает Светлана Блаженова, руководитель агентства «Ист-Недвижимость»:

— У нас в Восточном Подмосковье только ленивый еще не стал агентом по недвижимости. Образно выражаясь, у нас тут на каждый квадратный сантиметр площади приходится по 250 таких «мастеров». Это в столице еще, может быть, посмотрят, кто таков и откуда есть этот агент. А у нас в провинции все на эмоциях — ой, моя девочка, ой, мой ты золотой. Есть у него «корочки», нет ли — не важно. И деньги доверяют, потом остаются ни с чем, а «риелтора» потом днем с огнем не найдешь. Так что я лично рада, что государство наконец-таки собралось этот вопрос решать.

Однако эксперт не скрывает, что данная инициатива может преподнести рынку ряд не слишком приятных сюрпризов.

«Чем может закончиться все это на практике — можно только предполагать, — констатирует Светлана Блаженова. — Но ходят упорные разговоры о том, что это будет лицензирование компаний, и каждая лицензия будет стоить порядка полутора миллионов рублей».

Опасения Светланы Блаженовой в некотором роде разделяет и ее коллега Ирина Порхунова, бывший руководитель упраздненного в прошлом десятилетии ГУП «Мособлжилсервис», а ныне — директор одноименного агентства недвижимости юго-восточного региона Подмосковья:

— Мы боимся, что в итоге могут ввести систему, аналогичную той, что действует в сфере оборота алкогольной продукции. То есть вести деятельность риелторская компания сможет только тогда, когда на ее счету есть, скажем, «неприкосновенный» миллион. Крупные организации, конечно, позволить себе такой расклад могут, а вот мелкие — едва ли.

Такой поворот событий, по мнению специалистов, приведет к тому, что количество игроков на рынке недвижимости значительно сократится. С одной стороны, отмечает Блаженова, из отрасли будут вынуждены уйти все те, кто до сих пор работает по «серым» и «черным» схемам, и в результате здесь останутся только сильнейшие (примечательно, что о том же самом эффекте упоминала и Елена Николаева).

Однако здесь стоит отметить: нечто похожее граждане уже слышали из уст чиновников, и было это как раз тогда, когда в стране стартовала программа лицензирования управляющих компаний. Во что в итоге вылились эти обещания, мы уже рассказывали. Очевидно, нечто похожее может произойти и здесь.

С другой стороны, если предположения экспертов воплотятся в реальности, появление на рынке новых игроков (даже кристально честных) без мощных финансовых «мускулов» будет практически невозможным.

Однако Ирина Порхунова склоняется к мысли, что с большой долей вероятности вся эта затея с обязательными саморегулируемыми организациями закончится очередным «пшиком»: пособирают деньги, повыпускают кучу необязательных рекомендаций, а в итоге опять никто ни за что отвечать не будет.

А чтобы навести порядок в сфере продажи недвижимости, резюмирует она, надо подходить к этому вопросу несколько иначе.

Во-первых, средствам массовой информации надо учиться расставлять акценты. «Сейчас практически все СМИ рассуждают о черных, серых, чуть ли не серобурмалиновых риелторах, — подчеркивает она. — А это неправильно. Есть люди, которые работают честно, ни от кого не скрываются и действительно прикладывают усилия, чтобы помочь людям решить жилищный вопрос. Вот их надо называть риелторами. А есть те, кто наживается на беспомощных старушках, обманывает граждан и всячески увиливает от ответственности. Вот их надо называть исключительно мошенниками, обманщиками, преступниками. Чтобы люди понимали разницу, а не стригли всех брокеров по недвижимости под одну гребенку».

Во-вторых, считает Порхунова, надо провести проверку растущих как грибы после дождя виртуальных досок объявлений о продаже недвижимости. Чтобы там не появлялись объявления с искаженной информацией, чтобы вовремя ставились отметки о продаже жилья. И если вместо пятисот с лишним порталов (а именно столько их существует на данный момент, по подсчетам Порхуновой) сделать всего один, но предельно качественный, всем бы от этого стало только лучше.

 

Андрей Захарченко

Источник: svpressa.ru

By admin

Related Post

Leave a Reply