Нужен ли России новый самолет-гиперболоид с лазерным оружием?
Новейшую модификацию Ил-76МД-90А ульяновского завода «Авиастар» оснастят боевым лазером.
14 сентября Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (ТАНТК) опубликовал на сайте госзакупок информацию о выполнении этапа составной части опытно-конструкторской работы по теме «Эргономическое обеспечение разработки самолета А-60СЭ».
В связи с этим блог bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий, отмечает: индекс СЭ в таганрогской заявке означает современное название проекта «Сокол-Эшелон».
— По известным данным первый серийный Ил-76МД-90А № 01−03 передан на ТАНТК для достройки в качестве нового самолета ДРЛО А-100 по ОКР «Премьер», — говорится в посте блога. — Как сообщалось на одном из профильных форумов второй серийный самолет (№ 01−04) также был передан в апреле этого года не в ВВС, а в Таганрог для создания на его базе лазерного комплекса воздушного базирования в развитие летающей лаборатории А-60.
Отметим, что в СССР под шифром А-60 скрывался лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). На нем отрабатывались задачи борьбы с разведывательными спутниками и ракетами противника. Над проектом работали также специалисты ТАНТК им. Г.М.Бериева совместно с ЦКБ «Алмаз».
Тогда было создано два самолета, однако уцелел только один — 1991 года постройки. Дебютный полет первый экземпляр самолета-лаборатории А-60/1А1 совершил 19 августа 1981 года, а в 1984-ом им впервые была поражена воздушная мишень. Известно, что всего было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели — стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30−40 км.
Но в 1993 году работы по самолету и лазерному комплексу были прекращены. Однако есть данные о том, что в 2003 году была снова открыта ОКР — именно под шифром «Сокол-Эшелон». А в 2012-ом появилась информация, что концерн ПВО «Алмаз-Антей», ТАНТК и Воронежская фирма «Химпромавтоматика» получили техзадание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет.
В США также долгое время занимались созданием боевой лазерной установки на базе модифицированного грузового самолета Boeing 747−400 °F (Boeing YAL-1, ABL — AirBorne Laser), который планировалось использовать для противоракетной обороны. Как сообщали американские СМИ, в феврале 2010 года эта установка сумела поразить две баллистические ракеты на разгонном участке полета. Однако последующие испытания провалились, и в 2011 году Министерство обороны США признало разработку не применимой на практике и дорогостоящей. В итоге носитель боевого лазера в феврале 2012 года был отправлен на хранение на площадку 309-й группы по обслуживанию и ремонту авиакосмической техники (AMARG), более известной как «Кладбище» (The Boneyard).
Военный эксперт, историк Александр Широкорад замечает: с начала 70-х годов руководство ВС СССР проявляло огромный интерес к разработкам по лазерной тематике.
— Кроме лазерной установки воздушного базирования, существовали такие программы, как «Терра-3» (над ней работал Нобелевский лауреат по физике Николай Басов), проект под названием 1К17 «Сжатие» — прототип мобильной лазерной пушки на базе самоходной гаубицы «Мста-С», велись работы по космическому аппарату «Скиф», способному нести на себе лазерную пушку, и наземным лазерным комплексам «Стилет».
Но первоначально лазерные установки планировалось размещать на космических платформах, станциях и летательных аппаратах для уничтожения планировавшихся тогда к размещению США на орбите Земли спутников-перехватчиков. Теоретически лазер мог эффективно действовать в космосе. Но все существующие установки были привязаны к стационарным источникам энергии, что не отвечало требованиям военного космоса, где нужна была автономность. В итоге задачи по отработке лазерного оружия руководством Советского Союза была возложены на Военно-морской флот. Мощную силовую установку (так по документам называлась лучевая пушка) было решено установить на надводном корабле.
В 1976-ом главком ВМФ адмирал Сергей Горшков утвердил задание на переоборудование среднего десантного корабля проекта 770 СДК-20 в опытовое судно проекта 10030 «Форос». На нем планировалось испытать лазерный комплекс «Аквилон», предназначенный для поражения корабельных оптико-электронных средств и экипажей кораблей противника. Первый лазерный выстрел с корабля был произведен весной 1980 года, причем сразу же было достигнуто попадание в мишень. В ходе последующих испытаний удалось сбить лучом лазера «низколетящую ракету» — скорее всего, ПТУРС типа «Фаланги». Но отмечу, что если стрельба длилась пару секунд, то на подготовку к ней потребовалось более суток (!).
Для испытания более мощного лазера в 1978 году в Ленинграде приступили к переоборудованию сухогруза «Диксон» в носитель лазерного оружия. Все работы были засекречены, получили название «Тема «Айдар». Первый свой лазерный залп «Диксон» произвел летом 1980 года с дистанции четыре километра по мишени на берегу. Но и тогда КПД луча составил всего лишь 5% – энергию луча «съели» испарения влаги с поверхности моря.
Таким образом, для вооружения надводных кораблей лазер был явно негоден, хотя этой идеей поначалу и загорелся адмирал Горшков.
Замечу, что после раздела Черноморского флота в 90-х экспериментальное судно «Диксон» с первой в мире боевой лазерной системой отошло к Украине, где было продан на металлолом. По одним источникам — в Индию, по другим — в США (в западных СМИ была информация, что в трюме одного судна из СССР представители Пентагона нашли 35-мегаваттные силовые генераторы, после чего любая информацию о технических возможностях новейшего советского оружия была засекречена).
В США регулярно проходят испытания лазерного оружия, что с большой помпой освещается в СМИ. Американцам удалось на полигоне в Калифорнии при идеальных погодных условиях распилить тонкой корпус ракеты (какой — неизвестно). Они смогли также сбить лазером какие-то маленькие мишени, типа беспилотников, сожгли двигатель надувной лодки с небольшого расстояния.
Но, по большому счету, все это — показуха. Эксперименты проводятся в специфических условиях, сродни лабораторным, и ни о каких испытаниях войскового уровня (в условиях низкой температуры, повышенной влажности воздуха, плохой видимости) не может быть и речи. Скажем, в 90-х Басов, отвечая на вопрос об итогах лазерной программы «Терра-3», сказал следующее: «Ну, мы твердо установили, что никто не сможет сбить боеголовку баллистической ракеты лазерным лучом, и мы здорово продвинули лазеры…».
— То есть направление перспективное, но пока в реальных боевых действиях существующие лазеры не могут быть применены?
— Наверное, лазерное оружие может применяться в каких-то отдельных спецоперациях, в качестве средств подавления оптико-электронных систем и разведки (для выявления отражения от оптических прицелов биноклей, линз смотровых устройств), для контрснайперской борьбы, в прицелах снайперских винтовок и ПТУР, а также в космосе. Для этого, кстати, необязательно выводить туда носитель. В частности, лазер воздушного базирования, в принципе, может уничтожить какие-то космические аппараты по следующей схеме: самолет летит на высоте 15 км и осуществляет воздействие на объект, но не уничтожает, а просто выводит его из строя.
Руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григорий Тищенко говорит, что лазерное направление все-таки нужно развивать, так за этими технологиями будущее.
— Несмотря на то, что в декабре 2011 года Пентагон закрыл программу разработки боевого лазера воздушного базирования ABL, который планировалось использовать для ПРО, работы по лазерной тематике там все равно идут. Американцы делают лазер наземного и морского базирования.
При работах с Boeing YAL-1 заокеанские специалисты столкнулись со следующими проблемами: со сложностью наведения лазера на цель, с прохождением луча через атмосферу, с точностью его выдерживания. В общем, была масса технических проблем, решение которым наука пока найти не может, хотя самолет был готов.
Замечу, что стоимость работ была очень высока. Как известно, в США нет ни одной крупной программы вооружения, которая бы укладывалась в первоначальные суммы. По данным из открытых источников, на финансирование программы американские военные потратили 5 млрд. долларов. А в США планировали построить восемь таких машин, чтобы они, попеременно сменяя друг друга, могли нести непрерывное дежурство в воздухе.
В России работы в этом направлении ведутся (что не раз находило подтверждение в различных публикациях), однако на уровне НИОКР. Говорить о лазере воздушного базирования как о какой-то системе вооружения, которая в среднесрочной перспективе могла быть принята на вооружение для уничтожения МБР, пока не приходится.
— А какой принцип действия лазера воздушного базирования? Он не прожигает, а «ослепляет» оптические головки самонаведения баллистических ракет и спутниковые системы наблюдения?
— Высокоточную ракету, например, класса «воздух-воздух», имеющую инфракрасную головку наведения, можно «ослепить» и таким образом отвести от цели. Но боеголовка МБР имеет высокую защищенность, которую поразить лазером существующей мощности невозможно.
В Америке речь шла о поражении МБР на участке ее выведения, то есть на старте. Если твердотопливные ракеты поразить тяжелее из-за меньшей воспламеняемости топлива (т.н. инициирование взрывоопасного испарения), то стенки жидкостных более тонкие. Но для этого требуется огромные лазерные установки с аккумуляторами гигантских размеров, разместить которые на самолетах в обозримом будущем невозможно.
Надо понимать, что воздействие на цель лазером может быть осуществлено двумя способами — импульсным и непрерывным. Но для импульсного кратковременного воздействия должна быть крайне высокая мощность, а для непрерывного — обеспечение удержание точки на цели.
Член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук Константин Сивков также говорит, что сегодня в мировых СМИ сильно абсолютизируют лазерную тему, что в корне ошибочно.
— Установка лазера на боевых кораблях в интересах ПРО позволит его применить только в условиях, когда отсутствует облачность или туман. А туман на море — явление достаточно распространенное. Для решения задач ПРО встают вопросы прохождения луча через атмосферу и удержания его на цели. А вот поражение оптического оборудования возможно, так как оно применяется в условиях ясной погоды, когда лазер эффективен.
Но работы по этому направлению все равно надо продолжать, потому что за этим оружием будущее, особенно если идет речь о применении его в космосе. Для него не нужен боекомплект, при грамотном использовании лазера может быть обеспечено неограниченное количество выстрелов.
Источник: interpolit.ru