Близкие к Кремлю политологи заявляют, что КПРФ закрепила за собой статус наиболее значимой и сильной оппозиционной партии.
Выборы закончились, проценты подсчитаны, время собирать грабли, анализировать проведенные кампании и делать выводы. Самым примечательным событием в регионах стало назначение второго тура выборов губернатора Иркутской области. Глава региона Сергей Ерощенко (доверенное лицо Михаила Прохорова на последних президентских выборах, занявший губернаторский пост в мае 2012 г.) набрал 49,6% голосов, кандидат от КПРФ Сергей Левченко – 36,61%.
Примечательным это стало только потому, что второго тура на выборах губернатора не было уже довольно давно. В данном же случае ситуация, когда действующий глава области, в которой полыхали леса тут и там, не набирает сразу 50%+1 голос, а его оппонент от КПРФ, которого избиратели давно знают, наступает на пятки, кажется вполне нормальной.
Политологи же спешат заверить, что это в том числе результат той политики, которую вел федеральный центр, убеждая регионалов в том, что конкуренция на выборах — это благо. Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает иркутский случай редким, но вполне нормальным, второй тур на выборах губернатора, по его мнению, показывает, что политическая система вышла на новый уровень.
“Политические силы должны быть представлены не только провластными партиями, но и оппозиционными – и вот это изменение модели взаимоотношения с оппозицией на этих выборах, в частности в Иркутской области, привело к таким удивительным результатам, хотя предыдущие региональные выборы тоже отмечались подобного рода примерами. Они наблюдались ранее и теперь они множатся – то есть противостояние на губернаторском уровне подобного плана, конечно, редкость, но это уже становится правилом. Это показатель зрелости системы”, – рассказал он в беседе с Накануне.RU.
Лидер коммунистов Геннадий Зюганов уже заявил, что минимум 10-15% голосов Ерощенко – фальшивые, Алексей Мухин же считает, что Иркутскую область можно считать показателем того, что соревновательность становится основным принципом – КПРФ укрепляет свои позиции.
Укрепление позиций можно было наблюдать и в Новосибирске – там проходили выборы в горсовет и заксобрание. Тут, наверное, “Единая Россия” недооценила своего главного соперника – в городском парламенте разница голосов оказалась меньше 1%: у ЕР чуть больше 34%, у КПРФ – чуть меньше 34%; на выборах в областной парламент ЕР поддержали 44,4%, КПРФ – 24,5%.
“Мы не просто подтвердили статус второй силы, а показали, что способны совершать прорывы”, – так оценил результаты секретарь ЦК партии Сергей Обухов.
Главой Новосибирска является коммунист Анатолий Локоть. По мнению председателя правления Фонда защиты прав потребителей “Гражданский патруль”, новосибирского общественника Ростислава Антонова, “боевая ничья” в городе была обеспечена двумя весомыми факторами, среди которых и “красный” мэр.
“В городе, конечно, роль сыграло то, что мэр – коммунист, и надо сказать, что он достаточно активно и эффективно работает. Поэтому, конечно, я считаю, что коммунисты не утратили кредит доверия с прошлого года. И второй немаловажный момент – вся наружная реклама тоже работала на коммунистическую партию и в меньшей степени на “Единую Россию”. Здесь они достаточно эффективно вели рекламную кампанию”, – отметил эксперт.
Позиции КПРФ всегда были сильны именно в городе, слабее – в области, отмечают эксперты. Коммунисты же теперь надеются на еще более эффективную работу мэра и улучшение жизни горожан.
“В прошлом созыве в горсовете было 5 коммунистов, сейчас количество депутатов с 40 увеличилось до 50, поскольку добавились 10 “списочников”. В этом году горсовет избирался первый раз по смешенной системе. Соответственно, 8 одномандатных округов, в которых КПРФ выиграла, плюс ориентировочно 4 депутата пройдут в горсовет по списку, что в целом составляет 12 мандатов – то есть увеличение численности фракции КПРФ в горсовете более чем в два раза, – поясняет ситуацию пресс-секретарь новосибирского обкома КПРФ Василий Волнухин в беседе с Накануне.RU. – Такое укрепление фракции в горсовете поможет “красному” мэру Локтю с большей эффективностью претворять в жизнь законодательные инициативы, направленные на улучшение жизни населения”.
Как же дальше будут складываться отношения “красной” городской власти с областной, которую возглавляет “единоросс” Владимир Городецкий? Как считает Алексей Мухин, едва ли это будет поводом для конфликтов:
“В последнее время на выборах очень часто складываются коалиции не “оппозиционеры-оппозиционеры”, а “оппозиционеры-представители правящей партии”. Такая практика сложилась, и я думаю, что это очередной уровень политического развития, когда силы, находящиеся друг к другу в конкурентных отношениях, начинают просто договариваться. Для населения это только благо“.
Наконец, можно заглянуть немного вперед – что сулит такая политическая расстановка сил для выборов в Госдуму в 2016 году? Алексей Мухин считает, что коммунистам главное держаться своего плана и выполнять обещанное – тогда их позиции останутся сильны в городе, могут усилиться и в области. Василий Волнухин же менее оптимистичен – после того, как мэром стал коммунист, выборы для оппозиционных партий усложнили:
“На выборах в Госдуму уже сказалась победа Анатолия Локтя [в борьбе за пост мэра] очередным “гениальным” перекраиванием карты избирательных округов, которая сейчас получается совершенно невообразимой. Раньше все было просто: два округа – это город, два округа – это область. Теперь есть так называемая система “ромашка”, когда лепестками все отходит в 4 стороны, которая сделана для того, чтобы размыть городской электорат, который традиционно поддерживает КПРФ, сельскими жителями”, – сетует пресс-секретарь новосибирского обкома.
В целом же можно сказать, что в данном случае на “прорыве” КПРФ сказались несколько факторов: во-первых, ЕР, по мнению Алексея Мухина, слишком “расслабилась”, не замечая некоторые сигналы и совершая системные ошибки на региональном уровне, которые в дальнейшем позволили коммунистам так успешно с ними конкурировать. Во-вторых, работа с населением со стороны “красных” велась эффективнее, в том числе за счет уже известных жителям лиц – Левченко в Иркутской области, Локтя в Новосибирске. В-третьих, Алексей Мухин отмечает, что ЕР постепенно отказывается от административного ресурса, и поддержка партии уже не такая гипертрофированная. Наконец, в-четвертых, такой результат был просто неожиданным.
“Мы проводили свою социологию, мы смотрели социологию коллег во время избирательной кампании – ничего не предвещало такого результата для коммунистической партии. Мы видели, что по данным опросов лидирует “Единая Россия” в городе, – комментирует Ростислав Антонов в беседе с Накануне.RU. – Я считаю, что здесь заслуга именно штаба КПРФ, их эффективной работы на период избирательной кампании. Еще августовские опросы показывали серьезные отставания КПРФ от “Единой России”, но этого отставания по итогам избирательной кампании не увидели. И тот результат, который получили коммунисты, оказался достаточно неожиданным”.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов полагает, что прошедшие выборы, согласно “установке” Кремля, были нацелены не на обеспечение максимального результата “Единой России”, а на обеспечение максимальной конкуренции и вовлечение в политический процесс всех значимых игроков. И если это так, то раньше такая “политическая оттепель” приводила во власть довольно одиозных деятелей вроде Евгения Ройзмана, а теперь “акцент” сместился на “системную” оппозицию. По мнению Орлова, конкуренция “выше среднего” была в Амурской, Иркутской и Омской областях. И в этом смысле КПРФ удалось закрепить за собой статус наиболее значимой и сильной оппозиционной партии, и помогли ей в этом, среди прочего, протестные настроения, совпавшие с повесткой коммунистов.
“Протест на этих выборах был определенно левым – не радикально-либеральным и не антибюрократическим. Поэтому расширились, прежде всего, электоральные ниши Компартии. В некоторых случаях – до трети электората, как мы это наблюдаем в Иркутской и Омской областях. Это серьезный успех КПРФ”, – объяснил эксперт.
С тем, что конкурентность становится все более очевидным направлением и основой выборов, соглашается и политолог Сергей Черняховский в беседе с Накануне.RU: “В целом – да, последние три года ориентация на конкурентность существует, исходя из соображений, что губернатор должен быть фигурой не той, на которую власти требуется все время тратить усилия, чтобы тянуть наверх, а фигурой, которая укрепляет власть и поддерживает ее. Он должен быть популярен и эффективен”.
Евгений Рычков
Источник: nakanune.ru