Говорят, экс-президент Российских железных дорог Владимир Якунин обиделся: ему посулили обычное, а не «высокопоставленное» сенаторство, ординарный, а не привилегированный кабинет, заурядную, а не «навороченную» служебную машину. Отставника можно понять: теперь он – «лох» на фоне баловней судьбы, оставшихся на гребне.
Владимиру Ивановичу есть отчего насупиться: за 10 лет руководства РЖД он не мог не привыкнуть к особому положению в российской элите. Официальная зарплата бывшего президента госкорпорации составляла от 4 до 5,5 млн, и это, возможно, без учета премиальных. «Возможно» – потому что Владимир Иванович упорно отказывался представить декларацию о доходах, считая соответствующее требование премьера Дмитрия Медведева и прочих «любопытствующих» «неправомерным вмешательством в частную жизнь», «копанием в чужом белье» и даже «угрозой членам семьи». (Впрочем, Якунин далеко не рекордсмен: так, выяснилось, что ежемесячное жалование главы «Роснефти» Игоря Сечина вообще 15-20 млн рублей; справедливости ради отметим: зарплаты им обоим назначало правительство).
Видимо, избегая угроз, один из сыновей Владимира Якунина, Андрей, поселился в Великобритании. «Так получилось», – прокомментировал сам Якунин-старший. Пишут, что фонд Андрея Владимировича, VIY Management, управляет активами на 400 млн долларов, а его младший брат, Виктор Владимирович, ранее работавший в компании Геннадия Тимченко Gunvor, теперь во главе петербургского филиала VIYM (основное направление деятельности фонда – строительство недвижимости, причем, как утверждают злые языки, на землях РЖД).
По данным Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, неплохо с недвижимостью и у Якунина-отца: в Подмосковье у него поместье площадью 70 гектаров с большим хозяйским особняком (якобы именно в нем располагается легендарное «шубохранилище»), несколькими домами для гостей, обслуги и охраны, бассейном, «сиротской» баней на 600 кв. метров, озерами и подземными ходами. Неподалеку, естественно, православный храм.
«Естественно» – так как Владимир Якунин набожный прихожанин. Он убежден, что «мировой финансовый олигархат», как известно, в основном располагающийся в Лондоне, по соседству с его старшим сыном, навязывает человечеству, в том числе россиянам, «идеалы общества потребления». (Закономерно, что лондонская внучка Якунина посещает курсы «об опасности интернета»). Кроме того, Владимир Иванович – принципиальный критик ельцинской приватизации. «Кучка людей получила доступ к государственному имуществу, распределила это имущество, и получилось, что сегодня коэффициент соотношения между богатыми и бедными в два раза превышает тот, что считается нормой для стабильности общества. Это правильная приватизация? Нет», — заявил Якунин в одном недавнем интервью. Тут самое место отметить, что Российские железные дороги являются крупнейшим получателем бюджетных средств: объем вспоможения из наших с вами налогов – 190 млрд рублей.
В общем, когда Владимир Иванович говорит: «Я Родину люблю. Здесь лучше, понимаете?» – понимаешь буквально с полуслова.
И все же Владимир Якунин лишь «один из», и не самый выдающийся. Об этом мы узнаём из недавно вышедшей в свет стараниями издательства «Центрполиграф» русскоязычной версии книги французского писателя и журналиста Бруно Обри «Миллиардеры Ривьеры. Жизнь и нравы самых богатых и знаменитых на курортах Лазурного Берега Франции».
Сразу оговоримся, что Обри описывает «жизнь и нравы» в промежутке между кризисом 2008-го и нынешним. По данным француза, больше остальных от предыдущего «потрясения» пострадали именно русские – речь в данном случае не о 140 миллионах, а богатейших из нас, состояния которых сократились тогда «на целых 70%, то есть на 142 млрд долларов». Что, однако, не помешало «передовым» соотечественникам сохранить привычки, позволяющие им «соперничать с нефтяными магнатами, которые живут здесь (на Лазурном Берегу – ред.) уже лет тридцать». Более того, выкарабкавшись из неурядиц, они со всем русским блеском и шиком, «пышным расточительством или шумной, высокомерной или наглой роскошью» продемонстрировали европейскому и арабскому истеблишменту, как надо «плевать на неудачи».
Молодые российские миллиардеры, уроженцы полуголодного Советского Союза, сегодня – законодатели мод на Лазурном Берегу: личные самолеты, шикарные особняки, где даже сантехника – из золота, роскошные яхты и автомобили, поражающие воображение «вечеринки», море кокаина и спиртного, табуны эскорт-девиц, сумасшедшая расточительность (вишня и земляника – грузовиками), царские чаевые… «Благодаря этому ветру с востока русские инвестиции в департамент Приморские Альпы, которые в 2000 году оценивались в 200 млн евро, за десять лет увеличились в пять раз», — сообщает Обри. Так что неудивительно, что «улицы, модные рестораны, пляжи Ривьеры приобрели московский акцент. Карты и меню дополнены переводами на кириллице».
Обри описывает свадьбу одного известного российского миллиардера: три дня непрекращающегося веселья, на эстраде – Уитни Хьюстон, отец и сын Иглесиасы, Кристина Агилера (Мадонна просто не смогла: травмировалась при падении с лошади), знаменитый конный театр «Зингаро»… «В парке [жених] предусмотрел все для праздника. Там даже была установлена православная часовня из центра Москвы: ее разобрали, привезли по частям в его поместье и собрали снова», — свидетельствует Бруно Обри. Торжество, куда были приглашены российские министры и сам Роман Абрамович, потянуло на 15-20 млн евро.
Кстати, «в игре “кто сильней” Абрамович уже далеко впереди всех», сообщает нам очевидное автор книги: яхта стоимостью 350 млн евро, длиной 168 метров («то есть всего на каких-то шесть метров больше, чем у нынешнего чемпиона по длине – яхты Dubai, это почти длина двух футбольных полей») оборудована «двумя взлетно-посадочными полосами для вертолетов, тремя катерами, многими джакузи, кинотеатром, бассейном, малогабаритной подлодкой, пуленепробиваемыми стеклами, системой обнаружения ракет и т.д.»…
Еще одна брачующаяся русская пара попросила «доставить семьдесят гостей из Москвы на частном реактивном самолете и разместить их в дорогом отеле, который эта пара полностью арендовала на несколько дней». Другой русский, «который сделал себе состояние в металлургии», подарил пятилетней дочке и двум-трем ее малолетним друзьям представление целого цирка – с клоунами, хищниками, укротителями, акробатами и жонглерами. Все были в восторге, и на следующий год девочка получила в подарок «ярмарочный праздник с большим колесом и всеми аттракционами»; на 7-летие – городок из палаток: в одной – джунгли, в другой – видеоигры, в третьей – ферма, в четвертой – «настоящий ресторан с великим шеф-поваром и фонтанами шоколада», в седьмой – салон красоты… «На восьмой день рождения Анна взлетела в небо из своего сада на воздушном шаре. Когда ей исполнилось девять лет, [руководитель агентства по организации праздников] построил для нее настоящий замок Спящей красавицы размером десять метров на десять и поселил в нем принцев и принцесс». Всякий раз устроители работали в ночь перед торжеством, бесшумно – а утром малышка «просыпалась в волшебной сказке». Каждый такой праздник оценивается в 100-200 тыс. евро.
Кроме того, журналист описывает Бал Цветов на «полной старомодного очарования вилле» Эфрусси-де-Ротшильд между Ниццей и Монако, куда «невероятно богатые люди» (рядовым миллионерам здесь не место) съезжаются по специальным приглашениям, заранее продающимся в Москве. «Настоящая автомобильная пробка из “ламборджини”, “роллсов” и “феррари”», – описывают церемонию организаторы празднества.
С таким размахом никакая сложность не помеха. Один «новый русский» клиент, не желая делить вечер с другими посетителями, заказал на вечер весь ресторан, другой такой же олигарх-«отшельник» арендовал на неделю целый пляж, «все сорок шезлонгов». «Однажды подъехал “роллс“. Из него вышли две сексапильные дурочки в розовых шортах и туфлях на шпильках. С ними были ребенок и его няня. Час или два они занимали четыре шезлонга, и больше я их не видел до конца недели», – в изумлении рассказывает владелец пляжа. Еще одному известному российскому бизнесмену запретили устроить фейерверк в его владениях – тогда он «перенес это развлечение на террасу одного из залов отеля Méridien в Жуан-ле-Пен, чтобы исполнить свой каприз. На следующий день один из его телохранителей принес туда плату за вечер – 450 тыс. франков (68,6 тыс. евро), сваленные кучей в полиэтиленовый пакет из супермаркета».
Единственное, что омрачает досуг российских нуворишей, – железная дорога, проходящая между горами и береговой линией, на которой расположены угодья. «Но это не слишком беспокоит миллиардеров. Они даже соревнуются в том, кто остроумней обойдет это изначальное неудобство, — успокаивает Обри. — Один из них, уроженец бывшего Советского Союза, без колебаний предложил мэру 200 млн евро, чтобы тот распорядился убрать в туннель железнодорожный путь рядом с его виллой… Другой миллиардер обратился непосредственно в Réseau ferré de France (RFF) (компания, которая владеет железнодорожной сетью Франции. – пер.) с предложением не более и не менее как отвести железную дорогу Ницца-Тулон-Марсель в сторону от Канн, чтобы шум поездов больше не мешал ему по ночам и чтобы он имел прямой выход к морю. Он даже проявил большую щедрость – предложил много десятков миллионов евро на оплату этих работ». Правда, обоим было отказано. Поэтому еще один обитатель Супер-Канн, одного из самых престижных районов Лазурного Берега, «построил лифт, который спускается от его дома к подножию холма, на пляж, под автомагистралью и железной дорогой. Но есть одна подробность: эти работы были выполнены без разрешения». Ну как не восхититься русской смекалке и находчивости!
Главное, чего боятся «наши», упивающиеся «сладкой жизнью», – недовольство российского президента, который «не слишком одобряет их показные и чрезмерные траты за пределами России». Но ключевое слово здесь – «не слишком»: так, уверяет Бруно Обри, в числе 250 гостей на уже упомянутой свадьбе «одного известного российского миллиардера» был и Владимир Путин, которому, правда, «пришлось уехать до свадебной церемонии»
А вот великий конструктор Михаил Тимофеевич Калашников на Бал Цветов не поехал, отдал постоянный пригласительный билет. «По его мнению, можно купить Пэрис Хилтон, но Калашникова купить нельзя», – объяснили Обри.
Александр Задорожный
Источник: znak.com